Анастасия Овсиенко: «Художникам необходимы коллаборации, это помогает в поисках свежих идей»

Арт-критики называют уходящий год годом NFT. За последние двенадцать месяцев на NFT-сцене произошло множество резонансных событий, от появления NFT-лотов на важнейших мировых аукционах до установления рекордов продаж, так что к концу 2021-го инновационная технология превратилась в мейнстрим, пишет портал Artnews.com. Однако шумиха вокруг нового формата не означает, что традиционная живопись стала неактуальна, считает художник Анастасия Овсиенко, выступающая под артистическим псевдонимом ASIA. Масло на холсте по-прежнему пользуется огромным интересом у критиков, коллекционеров и любителей искусства. Поэтому свои картины Aнастасия пишет маслом, а затем дублирует в NFT. Анастасия активно сотрудничает с такими ведущими музеями и галереями мира, как Лувр Абу-Даби, MoRa Museum в США и Boccara Art Galleries, разрабатывает дизайн принтов и художественных элементов на ткани в рамках модных показов Louis Vuitton, а ее авторские мастер-классы собирают аншлаги в России, Украине, США, ОАЭ, Катаре, странах Европы. Мы поговорили с Анастасией Овсиенко о том, как связаны традиционная живопись и диджитал-арт, почему художникам нужны коллаборации и что такое флюид-арт.
– В прошлом году технология NFT стала известна на глобальном уровне. Вы тоже причастны к этому прорыву, что принесло вам международную премию «Человек года» с формулировкой «За вклад в NFT-диджитал-арт». Не потеснит ли новый формат традиционную живопись?
– Вряд ли. Сегодня каждый художник должен уметь создавать свои картины в диджитал-формате – технологии не стоят на месте, и нам приходится реагировать на перемены. Однако это не означает полного слома традиций. В свое время появление кино заставило говорить о скорой смерти театра. Сейчас многие думают, что с появлением картин в формате NFT станет ненужным стандартное масло на холсте. Я же считаю, что NFT – лишь дополнение, хотя и важное, к миру живописи. Именно поэтому все свои картины я пишу маслом на холсте, а затем дублирую в NFT-формат.
– Вы заставили говорить о себе в прошлом году, когда в Музее международного искусства MoRa в Нью-Джерси открылась ваша персональная выставка Famous Faces. С тех пор вы сотрудничаете с MoRa как советник по искусству, организатор выставок и арт-классов. Говорят, на ваши мастер-классы приходят даже профессионалы. Это так?
– Действительно, мой мастер-класс «Арт-фьюжн: от натуральных материалов до цифровых технологий» вызывает серьезный интерес у любителей живописи во многих странах. В прошлом году министерство экономического развития и торговли Украины зарегистрировало мое авторское право на этот эксклюзивный арт-класс. Сейчас я путешествую с ним по миру, и он пользуется большим спросом не только у живописцев-любителей, но и у профессионалов. На своем мастер-классе я, например, учу рисовать красным вином – показываю, как правильно выдержать и подготовить вино, каким образом подготовить холст и наносить мазки, дающие уникальный рисунок. Также в рамках этого мастер-класса я показываю, как рисовать кофе на холсте, даю уроки арт-терапии и медитации, обучаю новому популярному направлению флюид-арт – абстрактной живописи акриловыми красками. Конечно же, есть и раздел, посвященный NFT.
– По географии перемещений и жанровому многообразию ваших работ видно, что вам интересно экспериментировать с разными форматами. Насколько мне известно, вы активно участвовали в развитии бренда «Казино Сочи» – одного из самых известных развлекательных комплексов России. За три года вы написали для казино 60 картин стоимостью 20 тысяч долларов каждая. Чем вас как художника привлек этот проект?
– Масштабом и уровнем ответственности. «Казино Сочи» – проект, который включает в себя не только игровую зону, но и рестораны, театр-кабаре, множество бутиков. Комплекс перестраивали из олимпийского медиацентра, и редизайном занимались ведущие специалисты мира. Например, проектирование было поручено известному американскому бюро Steelman Partners, которое проектировало казино в Лас-Вегасе и Макао. Конкурс среди художников, которые занимались оформлением комплекса, также был очень серьезным, в нем принимали участие мастера со всего мира. Мне было лестно стать частью сильной интернациональной команды творцов и внести свою лепту в проект.
– Вы часто работаете и с крупными западными брендами, в частности с Louis Vuitton. Например, вы создавали картины и рисунки на ткани во время показов этого модного дома в Сочи, после которых аудитория лояльных клиентов бренда в России значительно расширилась. Расскажите об этом опыте.
– Дизайнеры всегда черпали вдохновение у художников. Кристиан Диор использовал для своих платьев эстетику Клода Моне, а у Louis Vuitton была коллекция аксессуаров Masters, для которой Джефф Кунс переосмыслил полотна великих мастеров. Так что коллаборации высокой моды и арта уже традиция. Кроме того, аудитории поклонников живописи и поклонников моды в значительной степени пересекаются. Поэтому коллекционеры, которые интересуются моим артом, были желанными гостями на мероприятиях Louis Vuitton в Сочи, где я представляла свои проекты. В итоге региональный офис бренда существенно расширил число лояльных клиентов за счет ценителей моей живописи.
– Вы также охотно сотрудничаете с отелями. Выставка ваших картин и мастер-классы в отеле Marriott в Сочи позволили увеличить приток гостей на 70%. Другой отель, Hilton Miami Aventura в США, включил ваши персональные выставки и онлайн-мастер-классы в свое расписание на регулярной основе. Мастер-классы в отелях отличаются от тех, что вы проводите в музеях?
– Я также провожу их на основе запатентованной мною методики «Арт-фьюжн», но делаю акцент на Live Art Performance, то есть создаю свои произведения на глазах у зрителей как онлайн, так и офлайн. Например, в отеле Marriott я рисовала портрет молодоженов, которые приехали в отель, чтобы отпраздновать свадьбу. Гости и виновники торжества признавались, что двухчасовое шоу, которое я им представила, стало украшением торжества. Но мастер-классы не единственный формат моих проектов для отелей. Например, в Mercure и Fraisers в Дубае я проводила персональные выставки, посетителями которых были мои постоянные клиенты – деятели искусства, коллекционеры, шейхи, дипломаты.
– Раз уж мы заговорили о Дубае, расскажите, как вы стали членом Ambassadors Club – престижной международной ассоциации, объединяющей лидеров в области искусства и творчества со всего мира.
– Я реализую проекты в Дубае очень давно. В результате международная ассоциация Ambassadors Club с головным офисом в Дубае приняла меня в свой состав за выдающиеся заслуги в области живописи. Это очень почетное членство – клуб эксклюзивный, и попасть в него можно только по приглашению. Мои коллеги по ассоциации – известные художники, предприниматели, эксперты в области живописи и искусства, министры культуры разных стран, коллекционеры, так или иначе связанные с Объединенными Арабскими Эмиратами. Сейчас я провожу свои выставки и другие арт-мероприятия уже как член Ambassadors Club.
– В этом году вы вошли в состав жюри, выбирающего участников ежегодной выставки Louvre Abu Dhabi Art Here и лауреатов премии The Richard Mille Art Prize. Важнейшая музейная институция Арабских Эмиратов и всего мира привлекла вас к этой работе как эксперта благодаря вашей известности на Ближнем Востоке?
– Да, вы правы – благодаря моим выставкам и арт-мероприятиям я стала на Ближнем Востоке узнаваемой фигурой и в результате начала получать приглашения об участии в различных культурных мероприятиях. Кульминацией стала моя работа в составе жюри престижного конкурса The Richard Mille Art Prize, который будет регулярно проходить в музее Лувр Абу-Даби.
– В США вас тоже хорошо знают. Вы неоднократно показывали свои работы на персональных выставках в галерее Boccara Art в Майами и других филиалах этой известной международной сети, специализирующейся на искусстве XX и XXI веков. Что собираетесь выставить в следующем году?
– Boccara Art – галерея, имеющая много представительств во многих крупных городах мира, от Нью-Йорка до Мехико и Сеула. Вот уже несколько лет, начиная с 2019 года, филиал Boccara Art в Майами ежегодно показывает мою персональную выставку Imaginations. Для меня большая честь быть художником, которому отдает свои залы галерея, собравшая коллекцию важнейших современных мастеров. В рамках дальнейшего сотрудничества мы планируем показать выставку моих рисунков на ткани и одежде – этот проект станет коллаборацией с модными фэшн-брендами.
– Насколько я знаю, в ваших планах – открытие собственной галереи, где вы могли бы выступать в роли наставника молодых художников. Какие советы можете дать начинающим?
– Не бойтесь экспериментировать — это главный путь к творческому развитию. Ищите свой собственный стиль – в мире искусства важно выделяться, и уникальный почерк станет вашей визитной карточкой. Сформируйте устойчивый имидж – четкое представление о том, кто вы и что создаете, делает вас узнаваемым. Включайтесь в коллаборации – совместные проекты с другими художниками, дизайнерами, модельерами помогают найти свежие идеи. Наконец, работайте над своим именем – регулярное участие в выставках, публикации, активность в социальных сетях укрепляют ваш авторитет и расширяют круг поклонников вашего творчества.
Анна Попова