Советские кавалеристы никогда не скакали с шашками наголо на немецкие танки, а придуманные в начале 90-х годов прошлого века истории являлись данью моде чернить все советское и называть маршалов Буденного, Шапошникова и Тимошенко дилетантами.
Многие авторы того времени сознательно искажали историю, играя на самых низменных чувствах людей, которые стремились расстаться с советским прошлым и увидеть счастливое капиталистическое будущее. Так и возникли байки о кавалерийских атаках начала Великой Отечественной, когда советские наездники якобы пытались рубить шашками танковую броню.
Плановое сокращение кавалерии
Сложившееся в последние десятилетия мнение о переоценке советским руководством роли кавалерии в ущерб более современной технике является откровенной неправдой. Еще осенью 1937 года Наркоматом обороны было принято решение о постепенном сокращении и расформировании значительной части кавалерии, которую к концу 1942 года планировалось заменить моторизованными частями.
Мало кто знает о том, что в 1938 году в состав Красной Армии входило 38 кавалерийских дивизий и 7 управлений корпусов, а к 22 июня 1941 года осталось лишь 13 дивизий конников и 4 управления корпусов. Часть подразделений были перепрофилированы в пехотные, а 34 кавалерийская дивизия вместе 4-м кавкорпусом стали основой 8-го механизированного корпуса.
Читателям будет интересно узнать о том, что еще в далеком 1922 году будущий руководитель Генштаба Красной Армии Борис Шапошников подготовил первое в СССР исследование, посвященное тактике кавалерийского боя, которое было передовым для своего времени.
Борис Шапошников утверждал, что конные сражения являются устаревшей тактикой ведения боевых действий, бесперспективной в будущей войне. По его мнению, нормой должен был стать комбинированный бой, при котором кони будут использоваться лишь для маневрирования, а также транспортировки бойцов, вооружений и снаряжения.
Кавалеристы должны были превратиться в высокомобильных пехотинцев, пополнив свое вооружение винтовками со штыками, револьверами и гранатами. Чрезвычайно эффективные в Гражданскую войну тачанки следовало сделать обычным средством передвижения, которое бы не участвовало в боях, а установленные на них пулеметы предназначались бы для быстрого демонтажа и ведения огня из укрытий.
Вспомогательный род войск
Шапошников утверждал, что конница может принести пользу лишь как вспомогательный род войск, участвуя в разведывательных рейдах по труднодоступной территории. Кавалеристов требовалось поддерживать полевой и зенитной артиллерией, а также авиацией.
Подобную точку зрения поддерживал и легендарный маршал Буденный, который был далеко не таким узколобым рубакой, каким его представляли в заказных материалах. Семен Михайлович настаивал на том, чтобы атаки в конном строю проводились исключительно при благоприятной обстановке, во время неожиданного нападения или рубке отступающего врага.
Легендарная фраза Буденного «Лошадь еще себя покажет» ни в коем случае не означала превосходства кавалерии над другими родами войск, а являлась плодом серьезного анализа современных для того времени методов ведения войны, особенно в условиях бездорожья. Вооруженные пулеметами колесные автомобили и мотоциклы, а также более тяжелая гусеничная техника не могли пройти по российскому бездорожью, в отличие от выносливых лошадей, способных совершать затяжные суточные рейды на 80-95 км.
По его личному настоянию Полевой устав 1939 года предусматривал использовать кавалерийские части исключительно вместе с танковыми подразделениями, мотопехотой и авиацией. Кавалеристы могли привлекаться к оборонительным и наступательным операциям, лишь предварительно спешившись, а лошади должны были отводиться на безопасное расстояние.
Всего лишь транспортное средство
В каждом эскадроне были предусмотрены должности коневодов, которым предстояло уводить коней с поля боя и присматривать за ними в период окопных сражений. Атаковать с наскока оборонительные позиции врага категорически запрещалось.
Это правило неукоснительно соблюдалось во время Великой Отечественной войны, во время которой многие кавалеристы так ни разу и не сходили в конную атаку и не рубили фашистов. Фактически они были конным вариантом пехоты и по выполняемым функциям походили на немецких мотоциклистов, которые подъезжали на мотоциклах к полю боя и спешивались для боевых действий.
Советские конники совершали затяжные рейды по лесистой и болотистой местности, выходя в тыл противнику, которого уничтожали уже в пешем строю. Используя лошадей, можно было легко уйти от погони, преодолев вплавь водные преграды.
Даже поражения первых месяцев Великой Отечественной войны продемонстрировали высокую устойчивость кавалерийских подразделений, которые имели возможность наносить врагу неожиданные удары, практически в полном составе отходя на заранее оборудованные позиции.
Кавалерийские корпуса Белова и Камкова оказались единственными боеспособными единицами на Юго-Западном направлении, которые могли были брошены на деблокирование Киевского котла. Даже немецкий генерал Гудериан писал о мужестве советских кавалеристов, остановить наступление которых удалось с огромными усилиями благодаря использованию бомбардировочной авиации, артиллерии и танков. При этом ни об одном случае «лихой конной атаки» фашистский генерал не упоминает.
Дивизии от безысходности
Следует признать, что в конце 1941 года страна бросила все свои резервы на противостояние фашистским ордам, для чего применялись все возможные силы и средства. Из-за нехватки тяжелой военной техники Генштаб принял решение пополнить Красную Армию новыми кавалерийскими дивизиями.
На Кубани в спешном порядке была сформирована 50-я, а под Ставрополем 53-я кавалерийские дивизии, которые были укомплектованы представителями казачества. Для потомственных казаков было огромной проблемой переучиться на тактику ведения боя без лихой рубки, но им приходилось с этим мириться.
Зимой 1941/1942 годов именно кавалерийские части нанесли мощный контрудар на юго-западном направлении, но из-за недостатка тяжелых вооружений они так и не смогли достичь поставленных целей, хотя и нанесли врагу несколько серьезных поражений. Это был период больших котлов, в которые попадали части Красной Армии – но в отличие от пехоты и танкистов конникам обычно удавалось уйти от преследовавших их фашистов.
Герои Сталинградской битвы
Мало кому известно о том, что в окружении врага под Сталинградом решающую роль сыграли кавалеристы 4-го кавкорпуса, которые провели затяжной марш в 350-550 км и сходу разгромили румынские части под населенным пунктом Абганерово, сформировав внешнее кольцо окружения армии Паулюса.
Именно они приняли на себя удар прибывшей из Франции 6-й танковой дивизии вермахта. Корпус понес очень серьезные потери, оказавшись практически полностью разгромленным, но позволил командованию Степным фронтом выиграть время, сформировав непроходимое кольцо окружения армии Паулюса.
До конца войны кавалерийские части с успехом использовались на различных участках советско-германского фронта. Кавалеристы Красной Армии после затяжных рейдов врывались в населенные пункты, перекрывая нацистам пути к отступлению, заставляли их бросать военные трофеи и сдаваться в плен. Но не было случаев, чтобы регулярные части проводили такие атаки в конном строю.
Бесспорно, кавалерия рано или поздно должна была уступить дорогу мотопехоте и бронетанковым подразделениям, что и произошло после окончания Великой Отечественной войны. Но недооценивать ее роль в событиях того времени нельзя. В конце концов, сам Георгий Жуков принимал Парад Победы на Красной площади на белоснежном жеребце, отдавая дань героизму и бесстрашию советских кавалеристов.