История успеха Эдиты Асатрян: «Четыре года назад я начинала с небольшого стартапа — а сегодня владею одним из крупнейших бизнесов России»

Эдита Асатрян
Эдита Асатрян
Всего за четыре года развить бизнес от маленькой точки с овощами и фруктами до крупнейшего поставщика продуктов питания для 40 лучших ресторанов России. Звучит как идея для вдохновляющего кино, не правда ли? Тем не менее эта история успеха - реальная.

С Эдитой Асатрян так или иначе знакомы сегодня все, кто не чужд ресторанной культуре. Пусть даже и не лично, но, если вы время от времени посещаете хорошие заведения, особенно в преддверии новогодних праздников, будьте уверены - вам доводилось пробовать ее совершенную продукцию: овощи и фрукты, которые за последнее время стали неотъемлемым компонентом сотен самых разных блюд. О секретах такого стремительного успеха, уникальной системы контроля качества продуктов, фирменных бизнес-стратегиях и планах на будущее Эдита Асатрян рассказала в Эксклюзивном интервью «Экспресс-газете».

Эдита Асатрян - основательница крупнейшей компании по оптовой торговле продуктами питания, сотрудничающей более чем с 40 крупными и ведущими сетевыми ресторанами России. Автор успешной бизнес-стратегии и инновационного подхода к хранению, транспортировке и контролю качества сельскохозяйственной продукции, создательница розничного магазина экологически чистых и фермерских продуктов «Шпинат».

«Качество – основа основ»

- Эдита Эдгаровна, ваш успех в развитии бизнеса впечатляет. Расскажите, как начинался ваш путь в бизнес-сфере?

- Спасибо за вопрос. Мой путь в бизнес-индустрию начался довольно неожиданно. Изначально я просто помогала своему мужу, который управлял небольшим магазинчиком фруктов и овощей на рынке. В какой-то момент я обратила внимание на то, что к нам стали часто обращаться представители ресторанов и кафе с запросами на оптовые закупки. В тот момент я задумалась о том - а почему бы не продолжить двигаться в этом направлении и не выйти на более высокий уровень?

Имея за плечами большой багаж знаний в области продаж и коммуникационных навыков, я решила открыть собственную компанию, что стало для меня большим шагом вперёд. Я начала работать над совершенствованием партнёрских отношений с нашими поставщиками, с которыми мы уже сотрудничали, а также искала новых, чтобы расширить ассортимент и улучшить качество продукции.

Несмотря на ковидные ограничения, я успешно наладила логистику поставок продуктов питания в рестораны, и мой бизнес начал расти. Для меня это стало новым вызовом, но именно он многому меня научил и дал возможность развиваться как в профессиональном, так и в личном плане.

- Чтобы увидеть возможность роста компании, нужно иметь особую предпринимательскую жилку. Вам она была свойственна с детства, или вы ее специально в себе развивали?

- Мои родители всю жизнь занимались бизнесом, так что у меня с детства всегда перед глазами был пример их успешной работы. Это сформировало во мне внутреннюю тягу к коммерции и понимание того, насколько важен правильный подход к делу. К тому же, наблюдая за успехами своего мужа в бизнесе, я поняла, как важно следовать своим увлечениям и быть открытой к новым возможностям. Думаю, мне просто не хватало какой-то своей стези, собственного направления. И в один прекрасный момент я увидела спрос, перспективы и сказала себе - да, это именно то, чего я хочу.

- Всего за четыре года вырастить бизнес с одной небольшой точки до крупнейшего поставщика продуктов питания для 40 лучших ресторанов России - звучит как сюжет голливудского кино. Как вам удалось достичь такого успеха?

- Прежде всего это перфекционизм. Причем он так или иначе проявляется во всем: у меня даже дома всегда идеальный порядок, все разложено по полочкам, по своим местам. Я перенесла эти принципы в бизнес и, если честно, не представляю, как можно действовать иначе.

Кроме того, я считаю, что ключевыми факторами успешного развития своего бизнеса является собственный комплексный подход к работе. Я всегда ставила интересы клиентов на первое место. Понимание их потребностей и ожиданий позволило мне сформировать индивидуальный подход к каждому клиенту и предлагать решения, которые действительно помогали в решении их ключевых потребностей.

Также большое значение в развитии любого бизнеса - это команда. Я окружила себя профессионалами, которые разделяют мои ценности и стремятся расти вместе со мной. Вместе мы создали культуру, в которой каждый член команды вносит свой вклад в общий успех.

Мой девиз по жизни - не останавливаться на достигнутом и всегда идти только вперед. Поэтому для того, чтобы бизнес развивался и был успешным – я создаю и внедряю новые технологии, оптимизирую процессы, которые помогают повысить эффективность и качество обслуживания.

Обладая уникальными коммуникативными навыками и многолетним опытом в сфере продаж, я смогла установить прочные отношения с поставщиками и партнёрами. Это сыграло ключевую роль в успехе моего бизнеса, обеспечив доступ к лучшим продуктам и условиям поставки.

Однако одной из главных особенностей развития любого бизнеса является умение быстро адаптироваться к изменениям на рынке и требованиям клиентов. Этот опыт необходим для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и предлагать лучшие решения своим клиентам.

- Эдита, как вдохновляющий лидер в мире бизнеса, могли бы вы поделиться авторскими бизнес-стратегиями, которые могли бы взять на вооружение начинающие предприниматели?

- Думаю, тут можно выделить две ключевые фирменные стратегии. Во-первых, чтобы «заочно познакомиться» с шеф-поварами ресторанов, я разработала собственную уникальную систему бонусов и индивидуальных дегустаций: когда основной заказ дополняется другими продуктами «как вишенка на торте». Например, в сезон я всегда отправляла клиентам партию свежих лисичек вместе с фруктами и овощами.

Во-вторых, когда я уже связываюсь с шеф-поварами лично, я всегда стараюсь говорить с ними на одном языке и учитывать их интересы, манеры поведения, стилистику, направление их кухни. Мы можем вместе обсуждать новые блюда, вносить новые предложения и давать советы по использованию своей продукции: как лучше ее использовать, с чем сочетать, чтобы вкус того или иного блюда раскрылся в полной мере. Причем мне самой это очень нравится: изучать что-то новое в кулинарии, придумывать, изобретать. Так и налаживается каждый контакт, связь с клиентом. Ну и, конечно, нельзя забывать о качестве продукции - это основа всех последующих переговоров и взаимодействия.

«Секрет лишь один – нужно любить свое дело»

- В чем тут секрет?

- Тут нет никакого секрета. Мне просто искренне нравится то, что я делаю. Я живу своим делом, люблю, когда мне звонит один из шеф-поваров и говорит: «боже, что это за помидоры?! Я таких еще никогда не пробовал!». У меня нет задачи получить какую-то сверхприбыль, где-то сэкономить и так далее. Моя задача - поставить качественную продукцию, чтобы она была безопасной, свежей и вкусной. И вы знаете, такая стратегия, как показывает мой опыт, оказывается даже более выгодной. Потому что - да, возможно, на первых этапах, ставя качество во главу угла, я могу где-то что-то недополучить, заработать чуть меньше, чем могла бы. Но зато впоследствии такой подход оборачивается стремительным ростом собственной клиентской базы. Информация об мне и моем бизнесе распространяется сама через клиентов, через «сарафанное радио»: обо мне говорят, в особенности, шеф-повара, кто уже попробовал мою продукцию, советуют ее коллегам и так далее. Так что получается своего рода эффект отложенной выгоды: теряем в моменте, но все с лихвой компенсируем в будущем.

- Как Вы организуете процесс отслеживания того, какие овощи и фрукты и какому ресторану необходимы?

Опираясь   на свои профессиональные навыки и аналитику, я разработала собственную уникальную систему управления складскими запасами, которая позволяет избежать дефицит или избыточного накопления продукции, а также значительно упрощает процесс инвентаризации. В основе этой системы продуманные механизмы контроля, автоматизация ключевых процессов и четкие алгоритмы для своевременного пополнения складских запасов.

Система, которую я создала, помогает повышать эффективность работы, минимизировать риски перебоев в поставках и укреплять доверие со стороны партнёров.

- В одном из интервью вы упоминаете, что выстроили еще и собственную уникальную систему контроля качества. Как она устроена? Какие в ней есть особенности, которых нет, к примеру, у ваших конкурентов?

- Абсолютно вся продукция, которую мы закупаем, хранится в специально созданном распределительном центре. Для каждой категории - своя температура, своя влажность. Не допускается никакого соседства товаров из разных категорий, поскольку подходящие для них условия могут быть совершенно разными - а это напрямую влияет на качество, на вкусовые характеристики и внешний вид. Кроме того, у нас работают обученные люди, которые всю продукцию в обязательном порядке проверяют перед отправкой в рестораны. Ну и сам процесс доставки мы, конечно, тоже контролируем - в частности, используем холодильное оборудование, чтобы даже в пути поддерживать оптимальные показатели температуры и влажности. В итоге получается единая и непрерывная система поддержки качества, благодаря которой мы можем быть уверены, что вся продукция доберется до потребителя свежей и без каких бы то ни было изъянов. В целом, на мой взгляд, ее масштабирование было бы крайне полезно для современного ритейла, потому что помимо качества – что, безусловно, первоочередное – она еще и позволяет сократить издержки и потери, дольше сохранять урожай.

- В 2022-2023 годах огромное количество предпринимателей - прежде всего так же, как и вы, ориентированных на продуктовый сектор - столкнулись с огромными непредвиденными трудностями: разрывом логистических цепочек, потерей поставщиков и так далее. Как вам удалось пережить этот период и сохранить прежние объемы бизнеса?

- Конечно, нам тоже пришлось нелегко, потому что изначально мы много позиций ввозили из-за рубежа. Всю салатную группу, например - рукколу, романо - зелень и так далее. Но мы сумели еще в самом-самом начале, когда санкции не вступили в полную силу, предвидеть развитие ситуации и достаточно быстро переориентироваться на отечественных поставщиков и страны СНГ. И оказалось, что продукция, которую они могут предоставить, ничуть не хуже по качеству и по вкусу.

- С какими планами вы входите в 2025 год?

- Продолжим расширять нашу клиентскую сеть, привлекать к сотрудничеству новые рестораны. Ну и, кроме того, у меня есть новая бизнес-идея - я хочу самостоятельно выращивать овощи и фрукты. В будущем это позволит и минимизировать себестоимость продукции - а значит, сделать партнерство с нами более выгодным - и довести до совершенства ее качество, потому что я точно буду знать, какой путь прошел условный фрукт или овощ от семечка до тарелки гостя в ресторане. Думаю, на первых порах сосредоточимся на тепличных культурах - помидорах, огурцах, салатах. А потом наращивать ассортимент. Пока это, конечно, только планы — это очень масштабная и сложная работа. Но я надеюсь, что в наступающем году начну их реализовывать.

Материал подготовил журналист Анна Попова