Что связывает Джеймса Бонда с Россией и откуда у агента 007 одесские корни
14 февраля 1989 года в возрасте 89 лет умер Джеймс Бонд – известный американский орнитолог, специалист по карибским видам птиц. Именно он подарил свое имя британскому агенту 007. Автор романов о шпионе Ян Флеминг при встрече с ученым в 1964 году презентовал ему свою новую книгу об агенте MI-6, на которой сделал посвящение: «Настоящему Джеймсу Бонду от вора его личности». Сегодня считается, что у Бонда наберется с десяток прототипов, настоящих шпионов, среди которых есть и темные личности родом из России.
Бонд. Просто Бонд
Ян Флеминг пережил много испытаний и приключений. Еще во время Второй мировой войны он рассказывал своим друзьям о мечте – написать шпионский роман. Руководитель британских коммандос, проведший не одну успешную разведывательную спецоперацию, любил наблюдать за птицами. У него был орнитологический гид «Птицы Вест-Индии», который он внимательно изучал. И когда в начале 50-х Флеминг начал свой роман, то главному герою решил дать имя автора его любимого «птичьего» справочника.
Позднее Ян оправдывался, что взял имя Джеймс Бонд, потому что посчитал его наипростейшим и наискучнейшим, не таящим за собой никаких историй и тайн. Первая книга из бондианы «Казино «Рояль» вышла в апреле 1953 года. А писатель и орнитолог встретились только спустя 10 лет. Говорят, ученый был недоволен, что его постоянно сравнивали с популярным литературным героем.
Я одессит, я из Одессы, здрасьте
После выхода первой книги Ян Флеминг как-то признался товарищу, что решился написать роман после того, как узнал о приключениях Сидни Рейли. Об этой темной личности можно было прознать из книг, написанных им самим, или из расследований других авторов.
Британский разведчик родился в марте 1874 года в Одессе. Мать дала мальчику имя Георгий, по другой версии – Соломон. Считается, что он был незаконнорождённым сыном еврейского доктора Михаила Абрамовича Розенблюма. Мальчишку воспитывал двоюродный брат врача. В 18 лет Соломон был арестован царской охранкой за студенческие революционные собрания. По возвращении парня из тюрьмы приемный отец сообщил юноше, кто его настоящие родители. Однако к тому времени их уже не было в живых.
И тогда бунтовщик решил уехать из России. Говорят, чтобы попасть на корабль, он инсценировал самоубийство. Соломон Розенблюм взял себе имя Сигизмунд Педро. И во время путешествия спас от гибели некоего Чарлза Фотергилла, который оказался британским разведчиком и помог одесситу устроиться в Великобритании и получить паспорт под фамилией Сигизмунд Розенблюм.
Существует версия, что Розенблюм совершил идеальное преступление. Он изучал медицину и химию, некоторое время работал как провизор. Библиографы Розенблюма считают, что это он свел в могилу богатого пожилого священника, чтобы жениться на его вдове. Так Сигизмунд стал Рейли, к тому же к новой фамилии прибавил деньги.
До начала Первой мировой войны Рейли обитал в России, успел жениться на русской женщине Надежде, не расторгая брака со вдовой священника, и зарекомендовал себя как коллекционер. При этом сам писал, что выполнял секретные задания британской разведки. Хотя официально считается, что Рейли поступил на службу только в 1917-м.
Шпион сменил имя Сигизмунд на Сидней, ему казалось, что оно более благозвучное. Он прекрасно говорил по-русски и еще на шести языках. В новой Стране Советов шпион развернул активную деятельность. Когда его арестовало ГПУ, он во время допросов он придерживался версии, что приехал из Ирландии. Однако это не спасло шпиона от казни в 1925 году. Говорят, его расстреляли по личному приказу Сталина. Однако еще долго ходили слухи, что Сидни Рейли на самом деле жив и теперь работает на ГПУ.
«Братья» агента 007
Сидней Рейли, или Соломон Розенблюм, был очень успешным агентом. В Москве он тесно сотрудничал с генеральным консулом Великобритании Брюсом Локхартом. Этот британский дипломат и тайный агент принял участие в заговоре, который назвали «Делом Локхарта» и который послужил поводом для объявления в Советской России красного террора. Считается, что Рейли помогал Локхарту организовывать покушение на Ленина.
Что интересно - британского дипломата также называют прототипом Джеймса Бонда. Как, впрочем, и еще одного британского агента, Поля Дюкса, работавшего под началом Рейли. Еще до революции он служил в Петрограде преподавателем в консерватории и одновременно числился в MI-6.
После 17-го Дюкс начал вывозить за границу тех, кто выступал против советской власти. Его называли «человеком с тысячью лиц». Поль умел входить в доверие и вертелся не только среди руководителей ВЧК, армии, но и Политбюро. В 1920-м Дюкс сбежал из СССР, а на родине его, как героя, посвятили в рыцари.
Еще одним прототипом Джеймса Бонда называют британского разведчика Джоржа Хилла. В 1917-м он приехал в Россию как член Королевского летного корпуса и принимал участие в спецоперациях. Говорят, что Хилл помогал Троцкому. Во время Второй мировой войны вернулся в разведку. Сам Джордж хвастался, что якобы написал книгу с инструкциями для советских партизан. Одно время Хилла обвиняли в предательстве Рейли.
Что же касается внешности, то, на взгляд создателя знаменитого агента 007, у его героя было мало общего с одесским авантюристом. По мнению Флеминга, у придуманного им супергероя были темные волосы и глаза, пронзительный взгляд, прямой нос, правильные черты лица. Такие, как у популярного некогда американского джазового композитора, дирижера и актера Хоги Кармайла. Бонд, каким его видел Флеминг, был настоящим голливудским красавчиком – но мужественным, а не слащавым.