Спасение туристов - дело рук самих туристов. Найти управу на турфирму, организовавшую опасное путешествие, практически невозможно
Вскоре выяснилось: судно не имело документов для коммерческой деятельности и перевозки пассажиров. Людям не выдали спасательные жилеты, инструктаж не проводился. В крови капитана Андрея Клюшникова был обнаружен алкоголь, правда, он уверяет, что выпил уже после крушения. А туристов на борт взял по просьбе знакомого: у того что-то случилось с судном, а намеченную прогулку отменять не хотелось - деньги ведь уплачены.
Читая подробности об этом деле, вспоминала экскурсию к маяку Анива на Сахалине. Это одна из самых популярных точек. Мне ее очень рекомендовали друзья, они же посоветовали турфирму. Знай я, как это организовано… Но доверилась мнению проверенных людей и не удосужилась узнать подробности.
Чтобы попасть на маяк, сначала пару часов трясешься в автобусе. Потом часа полтора - в резиновой лодке с мотором. Нам выдали спасжилеты, дождевики и резиновые сапоги. Вещи велели оставить, чтобы не перегружать лодку, взять только телефоны и паспорта - там приграничная зона. Провели короткий инструктаж и подсунули бумажку - расписаться, что мы идем на это по доброй воле. Маяк стоит на неприступной скале, совсем близко подойти лодка не может. Посетителей высаживают в воду - вот почему нужны сапоги. Дальше вы карабкаетесь по скользким камням в обуви, для этого не приспособленной. А ваша лодка отходит, чтобы освободить место следующей - они подплывают каждые 10 - 20 минут. В результате на скале скапливается человек 70 - 80, которые лезут на маяк, держась за видавший виды канат.
Построенное японцами в 1939-м сооружение давно не используется и обветшало. Люди ходят по прогнившим полам, загаженным чайками и засыпанным битым стеклом, спотыкаясь о груды проржавевшего металла. Были случи, получали травмы. Но турфирмы отвечают только за перевозку, а пока вы на маяке - сами виноваты.
На обратном пути выяснилось, что наша лодка немного спускает. Пассажиров рассадили в другие, и нас осталось трое плюс капитан.
«Паспорт и телефон в кармане куртки, - думала я по дороге. - Вся переписка с турфирмой в вотсапе. Утони мы сейчас, неизвестно даже, где искать». К счастью, добрались благополучно. А вечером я обсуждала этот аттракцион с местной знакомой. Она пояснила: маяк находится в ведении Министерства обороны, они и сами им не занимаются, и другим отдавать не хотят. Турфирмы же пользуются возможностью заработать и везут туда толпы - в море выходить запрета нет. Кто-то арендует лодку и едет самостоятельно: года три назад такие перевернулись в воде, доплыли до скалы и сидели там, пока их не нашли спасатели. И то, позвонил им водитель, который привез ребят к причалу - понял, что их долго нет. На маяке связь не ловит.
Сам виноват
В Териберке похожая ситуация. После фильма «Левиафан» в заброшенный поселок с развалюхами-домами началось паломничество. А раз потянулись туристы, значит, будут желающие на них заработать, и не всегда честно. Как и на Эльбрусе, например. Помню, несколько лет назад приэльбрусские спасатели сетовали: не гора, а проходной двор стала. Люди почему-то решили, что раз вершина пологая, то и зайти на самую высокую гору Европы (5642 м) может каждый. Без подготовки, без сопровождающих, без оглядки на погоду и регистрации в МЧС.
Образовалось невероятное число «гидов», с лапшой на уши клиентов - мол, зайти легко, только платите. В результате погибших - по несколько человек в месяц, пострадавших - десятки, а все шишки - спасателям, мол, не пришли, не сняли с горы. Так они вообще не знали, что вы там!
В раскрученной Териберке морские прогулки тоже предлагают десятки контор. Местные говорят: еще год назад большинство судов не имело для этого лицензий. Но прижали, пришлось оформлять. Однако же решился на выход с пассажирами капитан Клюшников, прекрасно зная, что не имеет на это права. Он-то, конечно, будет наказан. Но сколько еще таких?
Конечно, хочется, отдав деньги за экскурсию, больше ни о чем не думать. Но, к сожалению, если вы сами не вникнете во все подробности, не изучите документы, лицензии, программу, не поинтересуетесь, какой у вас будет транспорт, велик шанс попасть в подобную историю с риском для здоровья и жизни, причем не важно, дорогой у вас тур или дешевый.
Государственная машина неповоротлива и берется что-то менять лишь после таких громких случаев. А остапы бендеры никогда не упустят случая продать вам билеты в Провал. К тому же, бывает, местные власти с ними в доле. И управы на турфирмы практически нет. Любой может открыть ИП и водить клиентов куда угодно. При этом договор будет составлен так, что это турист-дурак везде сам полез, а они просто подвезли. Поэтому, если что, на помощь придут спасатели (если успеют добраться) и скорая (если сможет проехать), а получившие деньги гиды отойдут в сторону. Так что в нынешних условиях нам самим надо уточнять наличие договора и внимательно его читать, требовать медстраховку и отказываться выходить в море без спасжилетов. Иначе никак.
Редкий случай
В июне двое костромичей отправились на Курилы, выложив за тур 270 тыс. руб. Дополнительно оплатили за подъем на действующий вулкан Баранского - с группой, под руководством егеря. Уже на спуске попали в ливень и туман, заблудились, промокли. Искали их сотрудники МЧС.
Предъявили претензию организатору: не предупредил о плохом прогнозе погоды, не посоветовал взять теплую и непромокаемую одежду, не провел инструктаж, а у руководителя группы не было ни компаса, ни горелки, ни запаса еды, даже средств связи, чтобы подать сигнал бедствия.
Турфирма претензии проигнорировала. Костромичи стали судиться. Ответчица ушла в несознанку: мол, восхождение в программу не входило, они там сами с кем-то договорились. На днях был суд. Как ни странно, встал на сторону туристов и обязал организатора выплатить по 60 тыс. руб., хотя истцы запрашивали больше. Но это редкость, обычно турфирмам удается отбрехаться.
Растоптали мечту
Наталья Литвинова из Волгограда, восемь лет копившая деньги на путешествие мечты - в Антарктиду, аж голодовку объявила, когда их лайнер SH Diana изменил курс и направился в Аргентину из-за поломки винта.
Наталья потратила $6,3 тыс. на круиз и $2,4 тыс. - на билеты из дома до порта выхода и обратно. Компания же предложила ей вернуть лишь половину стоимости круиза или 65 процентов, если Наталья купит у нее другой круиз. К слову, следующие поездки в Антарктиду стоят уже $10 - 12 тыс.
Литвинова и еще несколько человек объявили сухую голодовку: требовали полную сумму, потому что отправились в круиз исключительно ради Антарктиды, или бесплатно отвезти в подобный тур в течение двух лет. Все сдались через пару дней, Наталья продержалась пять. Сейчас она вышла из голодовки, говорит, близкие слишком волнуются, а турфирме наплевать. Намерена судиться.
Имей в виду
- Выяснить, есть ли соответствующая лицензия у фирмы или судна, когда к побережью приходят киты, каков шанс увидеть северное сияние, а когда в калмыцких степях цветут тюльпаны, можно в Интернете. Лицензии проверяются на сайтах госучреждений или на «Госуслугах». Остальное - на местных форумах. По той же Териберке есть одноименный ТГ-канал, где можно задать уточняющие вопросы, получить нужную информацию и контакты проверенных гидов.