Австрийцы могли повесить учителя, если находили у него томик Пушкина или Толстого
В Закарпатье назревает межнациональный конфликт. Украинские власти развернули широкое преследование представителей русинской общины. В частности, дома лидеров и активистов русинских организаций подвергаются постоянным обыскам, а их самих вызывают на допросы в местные отделения СБУ, прокуратуры и МВД, где им открыто угрожают физическим устранением.
Нечто подобное в Закарпатье происходило 105 лет назад, когда в результате геноцида, развернутого Австро-Венгрией против русинов, погибло более 50 тысяч человек.
Национальное движение русинов началось в середине XIX века в границах Австро-Венгрии. Особое впечатление на них произвела русская армия, которая проходила Карпаты в 1849 году. Русины с восхищением говорили друг другу, что солдаты «крестятся по-нашему» и «говорят по-нашему». Тогда они стали считать себя наследниками Святой Руси.
Русинские просветители со временем стали использовать русский литературный язык вместо своего народного говора, имеющего много общих слов с церковнославянским языком. Как сообщал тогда главнокомандующий австро-венгерской армии эрцгерцог Фридрих в докладной записке императору Францу Иосифу, среди русинского населения существует «уверенность, что оно по расе, языку и религии принадлежит к России». Впоследствии это и стало причиной геноцида.
В 1913 году в Карпатской Руси начался Мармарош-Сиготский процесс. На нем 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 40 годам заключения лишь за то, что они перешли в православие. С началом Первой мировой войны репрессии усилились многократно. Целые села выселялись, если полицейские находили у кого-нибудь книгу на русском или икону с почитаемым в России святым. Были случаи внесудебной расправы над учителями за портрет Льва Толстого или Пушкина.
Подвешивали за ногу
Вопреки расхожему мнению, первые в Европе «лагеря смерти» построил не Гитлер, а власти Австро-Венгрии. В 1914 году для русинов были обсустроены два - Талергоф и Терезин.
- В Талергофе люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Счастливы были те, кто имел под собой клок соломы, - писал узник лагеря и русинский писатель Василий Ваврик.
Туда привозили стариков и грудных младенцев, которые быстро умирали. Закалывали штыками лишь за то, что человек сходил в туалет не по графику. Там даже изобрели новый вид пыток - подвешивание на столбах.
- По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики. Происходил «анбинден» - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу, - вспоминал священник Иоанн Мащак.
Австрийским солдатам выдавали специальные прочные шнуры для виселиц, чтобы они могли использовать один шнур по нескольку раз. Один из очевидцев так вспоминает о казни русинского населения:
«Чистое поле, на котором вокруг одинокого дерева толпились солдаты. Тут же стояла группа офицеров. Насмешки и крики, вроде «русские собаки, изменники», посыпались по адресу ожидавших своей участи крестьян. Вид стариков, женщин с грудными детьми на руках и плачущих от страха, голода и устали детей, цеплявшихся за одежду своих матерей, производил такое удручающее впечатление, что даже у одного из офицеров-немцев показались на глазах слезы. Стоявший рядом лейтенант спросил: «Что с тобой?». Тот ответил: «Ты думаешь, что эти люди виновны в чем-нибудь? Я уверен, что нет». Тогда лейтенант без малейшей заминки сказал: «Ведь это же русофилы, а их следовало бы еще до войны всех перевешать». Далее совершилась обычная казнь. Всех вешали через одну и ту же петлю, предварительно ударив жертву в подбородок и в лицо. Повешенного прокалывали штыком на глазах у матерей, жен и детей».
Записывали в украинцев
Против русинов австрийские власти стали натравливать тех, кто считал себя украинцем. Украинство поддерживали и подпитывали австрийцы, которые надеялись сделать из него силу, которая будет бороться с русскими - русинами и малороссами.
«Украинизм не имеет среди народа опоры. Это исключительно теоретическая конструкция политиков», - докладывал в Вену представитель австрийского командования барон Гизль в 1914 году.
Однако план сработал.
Людей арестовывали именно по спискам, которые властям предоставляли украинские активисты. Часто это были люди из одного села. В лагерях смерти ходили агитаторы, которые склоняли людей «записаться в украинцы». После этого заключенного отпускали. Но стать украинцем и спастись соглашались очень немногие.
Геноцид русинов для Украины - очень неудобная тема. Например, руководитель Украинского института национальной памяти Валерий Солдатенко заявил, что «хотя все случившееся - правда, говорить об этом не следует».
Через лагеря смерти прошли более 50 тысяч русинов. В конце войны император Австро-Венгрии все-таки закрыл эти учреждения.
- Все русины - невиновные, но они были арестованы, чтобы не стать виновными, - цинично заключил тогда Карл I.
После окончания боевых действий Подкарпатскую Русь присоединили к Чехословакии, где русины спокойно прожили вплоть до начала Второй мировой. Им даже разрешали исполнять свой гимн, где были такие слова:
Русский да живет народ!
Просим Бога Вышнего,
да поддержит русского
и даст века лучшего!
Отец против народов
После Великой Отечественной войны, большинство территорий проживания русинов вошло в состав Советского Союза. Русины просили Сталина создать для них отдельную союзную республику либо присоединить непосредственно к РСФСР. Но отец всех народов приказал делать из русинов украинцев, всем в паспортах быстро поменяли национальность. Вместо Подкарпатской Руси была образована Закарпатская область в границах Советской Украины. В местные школы завезли учителей, которые стали учить учеников украинской мове, а украинские мигранты быстро возглавили в Закарпатской области практически все советские органы власти.
Русинское движение ожило только с развалом СССР. Жители Закарпатья в 1991 году провели референдум об автономии в составе Украины, на котором 78 процентов населения края проголосовали за придание области статуса «самоуправной территории». Киев этот факт проигнорировал и до сих пор его не исполняет.
Сейчас Киев делает все, чтобы уничтожить «вечных предателей» и «руку Москвы». При этом на защиту русинов встаем отнюдь не мы, а европейская бюрократия и США. У них на русинов далеко идущие планы. Предвидя неизбежный раздел Украины, европейцы подготавливают русинское население к «историческому возвращению» в Австро-Венгрию, где им раньше было так хорошо. Ради этого они признают и геноцид их Украиной, и право на самоопределение, в общем - все, что угодно, только не близость с забывшей их матушкой Россией.