Африканских продавцов не дает в обиду гольяновская братва
НА ЛЕФОРТОВСКОМ РЫНКЕ: чернокожий продавец деликатно соблазняет покупательниц турецкой косметикой |
Встретить 10 лет назад на московском рынке продавца-негра было так же экзотично, как увидеть на Красной площади пингвина, торгующего мороженым. А этим летом привычные обитатели столичных базаров, выходцы с Украины и Кавказа, забили тревогу: их стали вытеснять чернокожие продавцы из Африки.
Женщины, увидев на рынке между палаткой с шаурмой и лотками с джинсами улыбающуюся черную физиономию Уче Обуа, из любопытства притормаживают. И смуглый торговец, деликатно воспользовавшись моментом, скромно рекламирует свой товар: - Пожалуйста, фильтры для очистки воды, женская галантерея - бигуди, ремни, кошельки, дешевая косметика. Уче Обуа, начав четыре года назад работать на рынке простым разносчиком чая, выбился в люди. Владеет тремя торговыми точками на Лефортовском рынке. За это менее преуспевающие соплеменники обзывают его буржуем. Обуа отвечает им той же монетой: на работу московских негров старается не брать, предпочитая иметь дело с трудолюбивыми украинками. Если кто-то из продавщиц заболеет, Уче Обуа не брезгует и сам за прилавок встать, несмотря на то, что он босс. - Иногда путаюсь в женских названиях, - признается африканец. - Покупательница просит тушь показать, а я могу лак для ногтей дать. За место на рынке плачу "крыше" положенный процент наравне с другими. Из-за цвета кожи мне поблажек никто не делает, но и не обижают.
Искал по адресу минет
Учиться в СССР интеллигентный нигериец приехал в 1990 году. В Таджикистане поступил на биофак. Даже разразившаяся позднее в этой среднеазиатской республике гражданская война не помешала целеустремленному африканцу стать в Душанбе кандидатом биологических наук. В 1999 году Уче Обуа вместе с русской женой и годовалым ребенком перебрался в Москву. В столице ему предложили преподавать в МГУ. Но африканца не устроило скромное жалованье в три тысячи рублей. Зарабатывать на жизнь он решил частным извозом на своей старенькой "шестерке".
ЗА ПРИЛАВКОМ: скромное обаяние африканской буржуазии |
- Через полтора месяца я знал московские улицы, как свои пять пальцев, - рассказывает предприимчивый Обуа. - Пассажиры попадаются разные. К примеру, молодые девушки, заметив, что за рулем негр, почему-то отказываются садиться в машину, женщины постарше, наоборот, проявляют любопытство и всю дорогу умиляются: "Ах - черный таксист!" А, однажды из-за незнания одного русского слова Уче Обуа попал в курьезную ситуацию. У площади трех вокзалов к нему в машину подсела красивая девушка с букетом цветов и, не торгуясь, сказала: "Минет - 300 рублей". Африканец очень озадачился, что не знает в Москве района или улицы с таким названием. Решил разузнать в дороге. Но чтобы пассажирка не заметила его растерянности, строго сказал: "Хорошо, но деньги платите вперед!" Реакция девушки повергла его в шок: та неожиданно ударила букетом по лицу, обозвала "придурком" и выскочила вон. Африканец долго недоумевал, пока дома русская жена не объяснила ему истинный смысл "загадочного" слова. Постепенно Уче накопил небольшой капитал и выкупил у азербайджанского торговца место на рынке. Через полгода прикупил еще два. Мелкорозничный бизнес на дешевой турецкой косметике приносит небольшой, но стабильный доход. Однако Уче Обуа по-прежнему почти каждый вечер отправляется "бомбить".
Последнее китайское предупреждение
По словам Уче Обуа, многие из его темнокожих знакомых-соплеменников тоже работают на рынках. По Москве и области таких наберется человек семьдесят. Правда, в последнее время кучерявых торгашей стали зажимать китайцы, которые здесь "прописались" уже давно. Гангстеры из Поднебесной неожиданно потребовали с них оброк. Дело едва не закончилось поножовщиной. За права чернокожих вступилась гольяновская братва. Некто Гарик попросил китайцев, чтобы "эфиопов" больше не трогали. Угроза возымела действие: избивать негров и отбирать у них товар перестали.
Африканцы в Москве * У африканских торговцев, как и у выходцев с Кавказа, московские рынки тоже поделены на свои сферы влияния. Так, по словам Ксимо Куэндо, недоучившегося студента Российского университета дружбы народов (РУДН) из Камеруна, который не первый год торгует с лотков, в российской столице беспощадную борьбу за выживание ведут три этнических землячества. Так, граждане Нигерии давно закрепились на Черкизовском рынке, выходцы из Камеруна освоили юг столицы (в частности, рынки Коньково и Теплого Стана), а жители Конго успешно торгуют на севере Москвы - Савеловский и Петровско-Разумовский торговые центры. Чужаков из других африканских стран «местные» негры с рынка просто прогоняют. * У москвичей африканцы на рынке вызывают больше доверия, чем продавцы других национальностей. Такие сенсационные данные получил во время недавнего социологического опроса интернет-сайт "Африкана.ру". Жители столицы особо отметили, что они "покупателям не грубят и стараются не обвешивать". * По данным МВД, нелегально на территории нашей страны проживает около 70 тысяч африканцев, в том числе около 25-30 тысяч в Москве. В миграционной службе России официальный статус беженцев получило только 1282 человека. В основном это выходцы из Сомали, Судана, Чада, Руанды и других африканских стран, где идет гражданская война.