Все сыновья жительницы Костромы стали православными священниками
МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА СТЕПАНОВА (СПРАВА ОТ СВЯТЕЙШЕГО) С ДЕТЬМИ В ГОСТЯХ У ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II: 1. Владыка Тихон - епископ Архангельский и Холмогорский; 2. Василий - рукоположен в иеромонахи и служит в Архангельской епархии; 3. Отец Петр - настоятель двух приходов в Германии; 4. Отец Сергий - ключарь Богоявленского собора в Костроме; 5. Отец Димитрий - настоятель Свято-Никольского храма в г. Шарье; 6. Отец Иоанн - клирик Иоанно-Златоустовского храма в Костроме; 7. Матушка Марина - супруга священника отца Петра, настоятеля костромского храма Спаса Нерукотворного |
Есть в народе такое поверье: если в семье появляется монах, значит, весь его род прощен, поскольку искупил-де грехи всех семи предыдущих колен. Но Маргарита Васильевна СТЕПАНОВА, воспитавшая в православии своих восьмерых детей, в том числе епископа Архангельского и Холмогорского ТИХОНА, подобные предположения выслушивает с улыбкой и советует им не верить.
Маргарита Васильевна родилась в 1941 году в Костромской области. Ее родители были глубоковерующими людьми. - Недалеко от нашего дома находился монастырь, в нем жила женщина, которую все в округе звали Верушка-босоножка, - вспоминает Маргарита Степанова. - Моя бабушка Мария Лукинична вместе с ней отсидела в тюрьме за веру. А когда они вернулись домой, Верушка предсказала маме, что скоро у нас в семье появятся священники, но сначала маму посадят в тюрьму. Так все и вышло. В 1951 году мама пошла по этапу за пение в церковном хоре. Ей дали 25 лет, но через пять лет амнистировали. К этому моменту Маргарита Васильевна окончила школу и поступила в Костромской текстильный техникум. Но до конца так и не доучилась: девушку, которая успешно занималась, перед самой защитой диплома педагоги вдруг стали заставлять прилюдно отречься от Бога. - Я тогда тайком ходила в церковь Иоанна Златоуста, - вспоминает юность матушка Маргарита. - Мой будущий муж Владимир после второго класса Ленинградской духовной семинарии приехал на каникулы домой в Кострому и нес послушание в этом же храме. Увидев меня, он подошел после службы. Мы познакомились, потом весь учебный год переписывались. А следующим летом, на Петров день, повенчались. Мне как раз 18 лет исполнилось. Кто-то о нашем венчании донес руководителям техникума. Пришлось забрать документы и бросить учебу.
ОТЕЦ ВЛАДИМИР: был своим детям примером во всем |
Дети в семье отца Владимира и матушки Маргариты рождались один за другим с интервалом в два, два с половиной года. - Бог дал нам восьмерых ребятишек: двух дочек и шестерых сыновей, - говорит Маргарита Васильевна. - С маленькими детьми в разъездах тяжело, конечно, приходилось. Первой у нас появилась Марина, и, пока она не подросла, я обстирывала всю семью. Сама шила, вязала. Потом старшие дети стали опекать младших. В детский сад мы их не водили. Там могли внушить, что Бога нет. За успеваемость детей в школе краснеть не приходилось, но из-за их веры нас постоянно вызывали на педсоветы и распекали на все лады. Марину даже хотели насильно принять в октябрята, пришлось увезти ее в Кострому к бабушке. В новой школе она даже старостой стала. А мальчишки наши к общественным нагрузкам рвения не проявляли, росли вполне обычными детьми. Петя и Коля ходили в кружок юных командиров и мечтали о службе в армии, Сережа увлекался баскетболом и ездил на соревнования в район, Дима и Ваня любили гонять в футбол. Однажды Маргариту Васильевну вызвали в райсобес. Она настроилась на очередной нагоняй за набожность детей. Но чиновники неожиданно вручили ей орден «Мать-героиня». - Но это все внешнее, к душе не относится, - продолжает Маргарита Васильевна. - Для меня гораздо важнее было то, что все сыновья окончили духовную семинарию. Ту самую, где учился их отец. 11 лет назад, незадолго до кончины, муж благословил нашего старшего сына Николая на монашеский постриг с именем Тихон. Позже он стал епископом Архангельским и Холмогорским.
Дмитрий ЛИФАНЦЕВ
Кстати У Маргариты Васильевны 16 внучат. Младшему - еще нет годика, старший служит в армии.
Как поступить в духовную семинарию
* В семинарию принимаются лица мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие среднее образование, холостые или женатые первым браком. * Абитуриенты должны представить рекомендацию правящего архиерея или приходского священника, заверенную правящим архиереем, и справку о крещении. * Поступающие в семинарию сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам: «Библейская история Ветхого и Нового Завета», «Основы веры», «Общецерковная история», «История Русской православной церкви», «Богослужебный устав», «Изложение на библейскую или церковно-историческую тему», «Церковное пение». * Поступающие должны знать начальные, утренние и вечерние молитвы и молитвы к Божией Матери, свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.