Путь к успеху через инновации: как Владимир Гусев, основатель Perulla, создал будущее судостроения — эксклюзивное интервью
Владимир Гусев - предприниматель с более чем 15-летним опытом, основатель инновационной судостроительной компании Perulla LLC (США). Разработал и внедрил инновационные технологии в производстве лодок, включая запатентованную технологию сварки полиэтилена. Разработал первую в мире лодку для вейксерфинга из полиэтилена. Создатель YouTube-канала «Бизнес База». Лауреат конкурса National Business Awards Tech nomination 2023.
- Владимир, с чего начался ваш путь в бизнесе и как вы считаете, предпринимателем рождаются или становятся?
- Предпринимательство - это не профессия, которой можно научиться на курсах. Это образ мышления, система ценностей и взгляд на жизнь. Освоить эти навыки можно лишь на практике, рискуя, делая ошибки и работая каждый день. Конечно, важную роль в становлении будущего предпринимателя играет семья. Когда ребенок видит пример родителей, работающих на себя, предприимчивых, у него формируется другое мышление. Работа на себя становится для него такой же естественной моделью, как работа в офисе для некоторых его сверстников. Так получилось, что все детство я что-то создавал - помогал отцу в мебельном бизнесе, занимался ремонтами. После школы совмещал учебу в вузе с подработкой в сфере торговли.
Меня привлекала торговля, поэтому я занялся оптовой и розничной продажей косметики для волос и лица. Работал как с конечными покупателями, так и с салонами красоты. За годы работы в этом направлении мне удалось увеличить ассортимент продукции на 50% и заключить договоры с ведущими международными брендами. Благодаря внедренным мной маркетинговым стратегиям за первые два года нам удалось увеличить рост продаж в 3 раза. Итогом работы стало создание успешного интернет-магазина и расширение клиентской базы - у нас появилось более 500 новых оптовых клиентов, включая салоны красоты и специализированные магазины.
- Как из торговли перешли к судостроению, откуда взялась эта идея?
- Мне всегда нравилось что-то строить, создавать своими руками, это было мое увлечение, но такое - серьезное увлечение. Еще в детстве я построил лодку из пластиковых бутылок, так что, можно сказать, интерес к судостроению у меня с детства. Конечно, к строительству лодок из полиэтилена я подошел очень тщательно. Да и опыт ведения бизнеса помог - было понимание, с чего начинать проект, как строить отношения с партнерами, как делать закупки. Сначала 3 года потратил на изучение вопроса, что есть на данный момент, какие технологии, какие проблемы. Когда родилась идея, нашел проектировщика, все-таки этим должен заниматься профессионал. И вот моя идея и технические знания партнера обрели форму - мы создали первую в мире лодку для вейксерфинга (специально спроектированное плавсредство для катания на досках) из полиэтилена. Кстати, испытания проходили зимой, обычные лодки из стекловолокна таких условий не выдержали бы.
- Из полиэтилена практически невозможно создать красивое судно, об этом говорят многие производители. Но вы, благодаря собственной технологии, делаете катера и лодки люксового сегмента - изысканные и стильные. Расскажите об этом подробнее?
- Полиэтилен - очень прочный и долговечный материал, он не ржавеет, ни гниет, не подвергается воздействию агрессивной среды соленого моря или рек в городах и неприхотлив в обслуживании. По надежности корпус превосходит алюминиевых и стальных конкурентов, а производство дешевле. При этом полиэтилен - экологичный материал, потому что его можно без особых сложностей перерабатывать, а полученное сырье отправлять на вторичное производство. Проблема была в том, чтобы сделать лодки из полиэтилена не только надежными, но и красивыми, то есть избавиться от эффекта корабления (деформации деталей) при сварке швов. Мне удалось разработать и запатентовать новую технологию варки борта и шпангоута лодки из полиэтилена, основанную на использовании таврового соединения и двусторонней сварке с помощью экструдера. В итоге удалось устранить эффект коробления и повысить прочность конструкции. Более того, нами разработана технология покраски полиэтилена, мы ее протестировали и убедились в эффективности. Хотя до сих пор многие заявляют, что красить полиэтилен невозможно, ничего не будет держаться. Так что из полиэтилена можно строить не только надежные, но и красивые судна, в том числе и люксового сегмента. И, кстати, это не только мое мнение.
- Разработанную вами технологию отметили на престижной премии National Business Awards в 2023 году. В чем уникальность вашей разработки?
- Недостатком известных способов сварки тавровых соединений лодок является то, что присутствует эффект коробления. У полиэтилена есть недостаток при использовании его в производстве лодок. Шпангоуты присоединяются к борту тавровым соединением путем сваривания экструдером (специальный сварочный аппарат, который нагревает в сопле нить из полиэтилена, прогревает насадкой лист в месте приварки, из него выходит расплавленная масса при движении, которая склеивает детали). Если приваривать две детали друг к другу под 90 градусов, то та деталь, к которой приваривается, прогибается из плоского состояния в небольшую дугу, так как место приварки находится в месте физического напряжения и образуется деформация с обратной стороны листа в месте приварки. Это происходит при сильном прогреве и называется эффектом коробления, который в дальнейшем может привести к образованию трещин.
Я предложил решение этой проблемы - способ сварки борта и шпангоута лодки из полиэтилена осуществляется посредством таврового соединения и сваривания при помощи экструдера с обеих сторон места сварного шва бортовой детали со шпангоутом, при этом бортовая деталь с внутренней стороны утончается, кроме места сварного шва посередине, горизонтальных ребер жесткости и вертикальных ребер жесткости. Техническим результатом является устранение эффекта коробления при сварке борта и шпангоутов лодок из полиэтилена.
Преимущество также заключается и в используемом материале. Во-первых, полиэтилен не поддерживает жизнедеятельность микроорганизмов, соответственно подводная часть лодки не портится, для ее очистки необходима только водная струя под высоким давлением, для классических материалов нужны дополнительно абразивная обработка и специальная дорогостоящая краска. Во-вторых, плотность полиэтилена меньше плотности воды, то есть материал непотопляем. В-третьих, лодки из полиэтилена лучше скользят по воде, что уменьшает расход топлива и улучшает ходовые характеристики. В-четвертых, пружинность и гибкость материала, при налете на мель или камни. По сравнению со стандартными судостроительными материалами, полиэтилен отпружинит от препятствия, а в случае прорыва или пробоины, ее можно устранить своими силами, достав лодку из воды. В-пятых, царапины убираются путем шлифовки в домашних условиях.
- Решение действительно инновационное. Как рождаются идеи?
- Гениальные идеи могут прийти каждому, но реализовывать их начинают единицы. Если есть идея, нужно поставить перед собой цель ее достигнуть. Каждый изобретенный способ достижения цели - это инновация. Для меня это вызов самому себе, я стараюсь видеть возможности там, где другие видят препятствия.
- Сейчас вы живете в США, где организовали производство лодок из полиэтилена и даже привлекли инвестиции. Сложно было начинать бизнес в новой стране?
- В 2022 году я с семьей переехал в Америку на учебу и параллельно продолжал заниматься разработками, совершенствовать их уже здесь, основал компанию Perulla LLC в Майами. Наш первый проект - лодка для вейксерфинга, остался в Москве, я передал его партнеру, а сейчас здесь занимаюсь созданием катера люксового сегмента. Он уже прошел первые испытания. В настоящее время запущен проект стильного люксового катера -катамаран размером 40 фит. Для этого удалось привлечь инвестиции от частного инвестора в размере 200 тысяч долларов, что подтвердило доверие к бизнес-модели и потенциалу компании.
Производство пришлось налаживать с нуля. Конечно, было непросто, начиная с организационных моментов, на которые ушло много времени, принципиально новой бизнес-структуры, и заканчивая другим менталитетом, к которому тоже надо было привыкать. Но большой предпринимательский опыт помог и здесь - это умение работать с людьми, большим объемом информации, понимание бизнес-процессов. Мне удалось быстро познакомиться с местными предпринимателями, найти единомышленников. Все-таки у предпринимателей, независимо от национальности и места проживания, есть много общего.
- У каждого предпринимателя есть свои правила и принципы успеха. Можете поделиться своими?
- Во-первых, это дисциплина. Работать на себя иногда приходится без выходных и результат виден не сразу, но ни в коем случае нельзя останавливаться и отступать. Если ошиблись (а это в бизнесе случается), ошибку нужно проанализировать, исправить и сделать заново. Важно уметь переключаться и не зацикливаться на проблемах.
- Какие планы на будущее?
- В ближайший год планируем наладить производство 1-2 лодок в месяц, а в перспективе - расширение производства и запуск военной линии лодок. Сейчас мы завершаем строительство 27-футового круизного катера с использованием запатентованной технологии и в дальнейшем будем разрабатывать и внедрять инновационные продукты.
Автор: Анна Попова