Как устроен самый мощный ракетоносец мира Ту-160
Спроектированный в далеких 70-х годах прошлого века Ту-160 до сих пор является самым крупным и мощным ракетоносцем мира, который уже несколько поколений авиаторов любовно называют «Белым лебедем».
К его созданию приложили руку инженеры крупнейших конструкторских бюро Страны советов ОКБ Сухого, ОКБ Мясищева и ОКБ ММЗ «Скорость» Александра Яковлева, которым удалось предложить ряд решений, до сих пор не имеющих аналогов в современном авиастроении.
Итог коллективной работы
Финальная доработка проекта руководством страны была возложена на Объединенное конструкторское бюро «Опыт» Андрея Туполева, в котором в те годы шла активная работа над сверхзвуковым пассажирским самолетом Ту-144 и самолетом Ту-135 (так и не вышедшим в серию).
Такое решение было не совсем справедливым по отношению к ряду конструкторов, но вся дальнейшая история продемонстрировала правильность подобного подхода.
Это был период, когда советская ракетная программа практически перестала уступать американской, но отечественные дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 не обладали способностью преодоления системы ПВО стран НАТО. А постройка американцами стратегического бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer с изменяемым стреловидным крылом, сделала отставание просто огромным.
Перед лучшими конструкторами СССР была поставлена задача построить ракетоносец, суммарная масса боевой нагрузки которого превысила бы 45 тонн. Этот современный самолет обязан был подниматься на высоту до 18 километров, развивая сверхзвуковую скорость 2200-2500 километров в час. При приближении к системам ПВО противника он должен был переходить в сверхзвуковой режим, а специальная система радиолокационной защиты – сбивать прицел у самых современных ракет класса «поверхность-воздух» и «воздух-воздух», делая его практически неуязвимым.
За первый полет – Героя
Первый полет новый самолет, получивший за свои грациозные формы название «Белого лебедя», совершил 18 декабря 1981 года. О чрезвычайной важности этого события говорит хотя бы тот факт, что легендарному летчику-испытателю Борису Веремею именно за это испытание было присвоено звание Героя Советского Союза.
В последние годы СССР было решено разместить восемь построенных к тому времени ракетоносцев на базе 184-го гвардейского Полтавско-Берлинского Краснознаменного тяжелобомбардировочного авиаполка в районе города Прилуки Черниговской области УССР.
О размерах и мощи «Белого лебедя» свидетельствует хотя бы тот факт, что взлетно-посадочная полоса аэродрома была в экстренном порядке увеличена на 3 километра. Уже в конце 1980-х годов летные возможности Ту-160 были доведены до совершенства. В 1991 году этот самолет совершил первый полет за пределы СССР, начав патрулирование зон соприкосновения с потенциальным противником.
Сохранить легенду любой ценой
А потом произошел развал великой страны. Украине, взявшей курс на военный нейтралитет, «Белые лебеди» уже не были нужны, и они стали разменной монетой процесса погашения долгов за газ перед Российской Федерацией. В 1994 году по договоренности с Россией Ту-160 были передислоцированы в город Энгельс Саратовской области, где и базируются в настоящее время, периодически вылетая на выполнение боевых задач.
Конструкция стреловидного крыла позволяет набирать сверхзвуковую скорость, а в носовой части расположена антенна радиолокационной станции, позволяющая с высочайшей точностью определять координаты целей и сбивать прицелы вражеских ракетных систем.
Четыре расположенных попарно двигателя НК-32 обеспечивают «Белый лебедь» необходимой подъемной силой, а в его 13 баках может находиться до 171 тонны азотированного авиационного топлива Т-8.
Ту-160 спроектирован для транспортировки стратегических крылатых ракет Х-55СМ и способен за один полет выпустить по различным целям 12 ракет с ядерными боезарядами. При необходимости его можно снабдить 24 гиперзвуковыми ракетами Х-15С, либо разместить в бомболюках до 40 тонн бомб.
В настоящее время идет адаптация к «Белому лебедю» новых ракет и Х-101, обладающих технологией снижения радиолокационной заметности.
Боевое использование «Белого лебедя»
Первое боевое применение «Белого Лебедя» в военном конфликте датируется 2008 годом. Тогда российская авиация поддержала Южную Осетию в ее конфликте с Грузией. Но из-за скоротечности конфликта оценить эффективность использования Ту-160 полностью не удалось.
17 ноября 2015 года Россией был нанесен первый удар по позициям сирийских исламистов с помощью Ту-160. Взлетевшие в Энгельсе «Белые лебеди» пролетели несколько тысяч километров, точно поразив цели неядерными ракетами Х-555 и Х-101.
В дальнейшем бомбардировки промышленных и военных объектов этой террористической организации повторялись неоднократно, практически уничтожив ее военный потенциал в этом регионе. Разумеется, ни один самолет этой серии никогда не был сбит.
Сегодня модифицированные Ту-160 продолжают оставаться на вооружении ВКС России, являясь серьезным аргументом сдерживания западных военных угроз. И пока не видно других разработок, способных даже приблизиться к этому белоснежному ракетоносцу, ставшему настоящим шедевром советского авиастроения.
Летные и технические характеристики Ту-160
Экипаж | 4 человека |
Длина | 54,1 м |
Высота | 13 м |
Размах крыла | 55,7/50,7/35,6 м |
Максимальная взлетная масса | 275 000 кг |
Продолжительность полета | 25 ч |
Боевой радиус действия | 7300 км |
Максимальная высота полета | 22 км |
Крейсерская скорость | 850 км/час |
Максимальная скорость | 2200 км/час |
Вооружение:
ракеты Х-55СМ с ядерными боеголовками ракеты Х-555 без ядерного боезаряда ракеты Х-15С кассетные бомбы различного типа |
12 24 24 40 тонн |