Кто такие русские ниндзя и как они защищают Россию
Запорожцы против турок
Долгое время наиболее почетным народным промыслом для крымских татар считались набеги на Русь и Кавказ. За спиной у «добытчиков» стоял могущественный Турецкий султанат, который к тому же был главным скупщиком краденого. Но население ограбленных земель в долгу перед татарами не оставалось. Особо преуспели в этом деле казаки-сечевики.
Вылазки запорожцев настолько разъярили турок, что на выходе из Днепра в Черное море были поставлены две крепости – Кызы-Керман и Ослан. Чтобы не выпустить казачьи «чайки» на большую воду, ночью между крепостями и укрепленным островком Тавань, делившим реку на два рукава, протягивалась железная цепь с бубенцами. Казалось, теперь и рыба мимо не проплывет незамеченной!
Однажды в ненастную грозовую ночь в крепостях услышали перезвон бубенцов и заметили, что цепь натянулась. Видимость была плохой, но турецкие пушкари заранее пристреляли акваторию реки и порох держали сухим. Не медля ни минуты, они начали палить на звук. Когда перезвон наконец стих, они отправились в казарму обсыхать. На рассвете же на берегах одной из проток обнаружились натянутые на толстые колья куски цепи. Сама же цепь была взорвана, а вышедших в море казаков и след простыл.
Дело обстояло так: дождавшись грозовой ночи, сечевики спустили на воду плоты с высокими мачтами, которые, проплывая по течению, и зацепились за цепь. Воспользовавшись суматохой и пальбой по руслу реки, казаки ползком подобрались к цепи, закрепили ее, а затем взорвали с помощью бочонка пороха. Из-за грозы и канонады взрыва никто не заметил. Когда же обстрел прекратился, «чайки» тихо прошли под самым носом у турок и устремились к вражеским берегам.
Пожалуй, с этого случая можно начинать историю пластунов.
Казачий спецназ
Переползание по-пластунски, «стрельба на хруст», «волчий шаг», затаивание, маскировка и многие другие навыки современного войскового спецназа родились и веками оттачивались в рядах этой казачьей элиты. Казак-сечевик был универсальным солдатом. Он хорошо держался в седле, ходил по рекам и морям на «чайках», действовал в пеших порядках, атаковал из-под воды, подкравшись с полой камышинкой, стрелял из пушек…
В народном представлении казак всегда был неразлучен с конем. Так оно и было – но хорошие кони всегда были дороги и редки, а плохой для воина-наездника – быстрая смерть. Оставалось искать себе коня там, где их было много. У врага.
Ханские табуны считались воистину золотой добычей. Но и охранялись они, как золотая казна. Вот и стали безлошадные казаки создавать опробованный смертельной практикой свод знаний и навыков, впоследствии оказавшийся настоящим кладом.
Пластуны Кавказских войн
После расселения казаков в Крыму, на Кубани, позже на Тереке, конский вопрос так остро уже не стоял. Зато приобретенный опыт оказался чрезвычайно востребованным на новом месте, в новых условиях. За доблесть, проявленную в ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 годов, пластуны заслуженно получили статус особых подразделений в составе Черноморского казачьего войска. А всего через несколько лет началась эпоха Кавказских войн, где пластуны оказались очень кстати. Пограничная служба, возложенная на казачьи линии-цепочки укрепленных станиц, требовала особой выучки. Зачастую пластунам доводилось по нескольку дней сидеть практически неподвижно, обманывая бдительность вражеских наблюдателей. Но как только с гор на равнину устремлялись отряды разбойников-абреков, тут же подавался сигнал, и русские крепости встречали врага во всеоружии.
Пластуны небольшими группами отправлялись в горы, в глубокий тыл противника, где изучали окрестные селения, крепости, дороги, тропы и броды, выясняли настроение и взаимоотношения местных князей. Брали языков, угоняли табуны, лишая горцев мобильности, устраивали засады, уничтожали главарей банд и их окружение. Встретив на лесной горной тропе бородача в старом латаном чекмене, со штуцером в руках, шашкой и кинжалом на поясе, можно было лишь догадываться, что тебя уже несколько часов кряду ведут пластуны и эта встреча отнюдь не случайна.
В засадах эти казаки были великие мастера. Так однажды на Кубани горцы решили атаковать укрепленную станицу Крымскую (ныне город Крымск). Однако навстречу их трехтысячному войску был выслан отряд в сорок пластунов под командованием казака Крыжановского. Выбрав удобную позицию за поваленными недавним половодьем деревьями, невидимые врагом пластуны открыли прицельный огонь. Быстро перебегая с места на место, казаки били практически без промаха. В течение двух часов абреки безуспешно пытались окружить и раздавить крошечный отряд. В конце концов, не выдержав истребительного огня, горцы бросились наутек, оставив множество убитых и раненых.
Личные наработки в семьях пластунов передавались из поколения в поколение, словно тайны старых мастеров боевых искусств. Не зря же пластуны были единственными подразделениями русской армии, где личный состав не набирался по призыву, не формировался из добровольцев, даже не назначался! В пластуны молодые казаки выбирались старыми, испытанными вояками из соответствующих пластунских семей, хранящих славные боевые традиции.
Храбро и находчиво пластуны действовали во всех войнах, которые вела Российская империя. Во время неудачной для нас Крымской войны пластуны умудрились взять на кинжал английскую мортирную батарею, доставлявшую нашим войскам множество неприятных хлопот. И смогли не просто захватить и заставить умолкнуть, но и утащить без всяких лошадей с собой три из шести тяжеленых мортир! Прочие уже были непригодны для боя.
Пластуны в войнах XX века
В Первую Мировую войну на фронтах сражались 24 пластунских батальона. 22 из них действовали на острие атак во время знаменитого Брусиловского прорыва. Очень успешно пластуны воевали на Кавказском фронте в армии генерала Юденича. Благодаря их стойкости и отваге удалось предотвратить катастрофу под крепостью Сарыкамыш и поставить точку на наступательных планах турок. Военный министр Османской империи Энвер-паша рассчитывал, что прорвавшиеся вглубь России турецкие войска захватят побережье Каспия и поднимут за Волгой мятеж среди мусульманского населения – и Россия, занятая боями на Западном фронте, не сможет оказать серьезного сопротивления в собственном тылу. Однако турки с размаха уперлись в небольшую русскую крепость Сарыкамыш. Попытка обойти ее была пресечена пластунами. Выдержав четырехчасовой натиск турецкой армии и отбросив противника, батальоны 2-й пластунской бригады генерала Гулыги в тридцатиградусный мороз, в снегу по пояс, 20 часов бегом спешили на помощь крепости обороняемой крошечным гарнизоном – и ухитрились успеть. Голодные, израненные, обмороженные, изможденные, они отбросили от стен Сарыкамыша отборную армию Энвер-паши.
После Октябрьской революции судьба пластунов сложилась очень по-разному. Казалось, что эти доблестные воины навсегда остались в прошлом. Однако в годы Великой Отечественной войны пластунские части возродились, как феникс из пепла. На фронтах с немцами сражались вначале отдельные пластунские батальоны, полки, а затем и 9-я Краснодарская пластунская дивизия. К слову сказать, именно она поставила точку на боевом пути прославленной немецкой горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».
Сегодня пластунские части существуют в разного рода казачьих организациях, пластунские навыки используются в подготовке войсковой разведки.