Дизайнер Дарья Кутанова — о том, как один человек может повлиять на жизни миллионов, решить проблемы целого города и спасти сотни жизней
Что самое важное в работе? Одни сходу ответят, что деньги, другие скажут о самореализации, третьи — о пользе для других людей. По данным ВЦИОМ, 88% работников считают важным последний критерий. Но как напрямую влиять на жизнь общества, если ты не топ-менеджер, а специалист в подчинении? Графический дизайнер и победитель профессиональных конкурсов Дарья Кутанова своим примером доказала, что это возможно. Благодаря своей работе она помогла спасти тысячи людей от домашнего насилия и тяжелых болезней, а в Нижнем Новгороде Дарья создала дизайн-систему, которая помогла его жителям быстрее ориентироваться и узнавать его историю. Новые стандарты коммуникации между городом и его обитателями, которых раньше в области никогда не было, сделали Нижний призером множества конкурсов и одним из самых популярных туристических мест в России, а саму Дарью — обладателем юбилейной медали «В память 800-летия Нижнего Новгорода». В интервью Дарья рассказала, как один специалист может повлиять на жизни сотен тысяч людей, как дизайн может помочь в решении городских и социальных проблем и каково работать в благотворительном секторе.
— Дарья, вы работали дизайнером в институте развития городской среды Нижегородской области, и участвовали в комплексной перезагрузке общественных пространств, изменившей облик города. Благодаря этому он стал более привлекательным для туристов, что хорошо повлияло на местную экономику. Расскажите подробнее о ваших проектах, какие проблемы ими удалось решить?
— Мне правда посчастливилось быть частью большого преображения Нижнего Новгорода, и я очень горжусь той работой, которую мы проделали вместе с командой Института. Самое крутое, что удалось привнести в город в плане графического дизайна — это, пожалуй, то, что в значимых общественных пространствах появились информационные и навигационные стенды. Парк 800, территория Стрелки, станция у канатной дороги и др. — это очень богатые на интересные исторические факты территории, и скрывать их от горожан было бы просто несправедливо. Я рада, что такой диалог города и его жителей теперь возможен. Этот опыт был очень трансформирующим как для города, так и для меня лично, так как позволил скрестить две очень дорогие мне части жизни — дизайн и Нижний Новгород, ну и, конечно, приятно было получить признание своего вклада в виде памятной медали.
— Вы уже не работаете в институте, но город продолжает развивать разработанные вами стили. Вас радует подобная преемственность или она лишает возможности экспериментировать?
— Огромный пласт работы нашей команды лежал именно в «упорядочивании» городской среды — создании дизайн-кодов, руководств и рекомендаций о том, как должны выглядеть фасады исторических зданий, транспорт, адресная навигация. Все-таки Институт не просто так входит в топ-5 центров компетенций в России — в команде нет людей, которые не знали бы свою область на «отлично». Городской дизайн — это не конкурс, в котором дизайнеры соревнуются в том, кто создаст более оригинальное и впечатляющее решение. На мой взгляд, у городского дизайна чуть более сервисная функция — помогать, облегчать, быть проводником в историю местности. В этом смысле, конечно, последовательность и приверженность лучшим практикам я считаю тенденцией со знаком «плюс».
— В то же время вместе со студией LOCO, которая получила золото на одном из самых престижных отраслевых конкурсов Pentawards, вы разработали дизайн-проект по ребрендингу музея-заповедника Щёлоковский хутор, который позже стал его визитной карточкой. Благодаря этому тысячи людей узнали больше о деревянном зодчестве, особенно молодежь, которая обращает внимание на современное оформление. Где специалистам из разных сфер находить такие проекты с культурно-исторической значимостью?
— Этот проект, действительно, мало кого оставил равнодушным и собрал много наград, отметок и признания. Что касается вопроса, где находить такие проекты, то тут у дизайнеров есть огромное преимущество — хорошая фантазия. Дизайн может быть создан как для реального заказчика, так и быть концепцией еще не существующего проекта. Именно такой проект лежал в моем портфолио на старте карьеры — я придумала концепцию музея «Арт дача» на открытом воздухе и через него показала будущему работодателю свои навыки в дизайне, креативность и способность брать на себя инициативу.
— С 2020 года вы сотрудничаете с нижегородским женским кризисным центром. Создаете дизайн, развиваете соцсети, организовываете выставки и даже курировали создание пособия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, которое вышло тиражом 1200 экземпляров, а теперь им пользуются и другие центры. Скажите, если есть рвение приносить обществу очевидную пользу и решение заняться благотворительностью как работой уже созрело, как выбрать «свою» сферу?
— Я тут вижу два возможных сценария. В первом случае вы двигаетесь в сторону решения проблемы, которая вызывает в вас больший отклик в силу вашего опыта и ценностей. Для кого-то это может быть помощь животным, для других — правозащита, для третьих — профилактика социального сиротства и др. Другой путь — выбирать команду или фонд, где вы сможете учиться и быть среди тех, кто вас восхищает. А возможно вам так повезет, что прекрасная сильная команда и волнующая вас проблема встретятся вам в одном и том же фонде!
— А как так вообще вышло, что вы сделали благотворительность своей профессией?
—В моем случае совпала система ценностных координат и великая сила случая, благодаря которому я познакомилась с кризисным центром. С 2018 года я участвовала в благотворительности разовыми пожертвованиями, а сейчас у меня есть, наверное, 8 регулярных подписок, через которые я поддерживаю фонды с очень разными фокусами — от экшн-спорта для детей из неблагополучных семей до профилактики СПИДа. Придя в кризисный центр для женщин в 2020 году я довольно быстро почувствовала, что могу много дать организации и сектору через то, что умею и люблю — графический дизайн. И через дизайн влиять на более сложные процессы — привлечение средств, работу с мнением, просвещение и формирование комьюнити единомышленников.
—Уличные выставки в Нижнем Новгороде и Москве, в числе которых «Уходи за меня!» и «100 вопросов трансплантологу», для которых вы создавали дизайн, посетили сотни тысяч человек. А благотворительные распродажи в поддержку домашнего насилия помогли собрать почти полтора миллиона рублей на оказание помощи. Социальный эффект очевиден, а помогают ли такие проекты индустрии дизайна?
— Индустрия дизайна совершенно точно пополняется новыми классными кейсами и примерами хорошей работы. На дизайн-конкурсах появляются отдельные номинации «социальный дизайн», «pro-bono дизайн», что говорит о росте популярности графического дизайна в решении социальных проблем. Кроме того, работа с фондами помогает дизайнеру обогатить портфолио и найти новые заказы. В 2023, например, я была в жюри конкурса, где студенты и выпускники дизайн-школы создавали мерч для кризисного центра. Сейчас футболки с принтом победительниц конкурса можно купить на маркетплейсах, а контакты дизайнеров — авторов принта — я не раз передавала другим организациям, которые искали хороших дизайнеров. По-моему, настоящий win-win.
— Ваш проект “Щедрый книжный”, разработанный в кризисном центре, стал лучшим по версии одной из старейших национальных премий в области коммуникаций «Серебряный лучник». А что еще, кроме широкого профессионального признания могут получить люди, придя работать в некоммерческий сектор? Чем можно заниматься, помимо волонтерства?
— Я убеждена, что профессиональная благотворительность — прекрасная сфера не только для разового волонтерства, но и для того, чтобы связать с ней жизнь. Люди здесь нужны такие же, как и в бизнесе — дизайнеры, юристы, копирайтеры, бухгалтеры, фотографы, проджект-менеджеры, управленцы и т.д. Благотворительный сектор подойдет вам, если вы видите несправедливость и хотите ее разрешить, если в вас много сострадания и вы хотите его применить во благо другими, или даже если вы просто хотите создавать проекты, которые делают лучше вас и мир вокруг, и заодно получать награды от старейших национальных премий!
Анна Попова