Как «крестный отец» московских воров предал своих, а потом чужих
Ванька-Каин был не только первым некоронованным королем преступного мира Москвы и, как считается, первым известным нам криминальным авторитетом России. Легендарный вор, один из самых жестоких и изобретательных преступников в отечественной истории, был еще и первым коррупционером довольно солидного масштаба.
Криминальный талант
Будущий некоронованный "хозяин Москвы" Иван Осипов родился в 1718-м в Ярославской губернии. В 13 лет его отдали в крепостное рабство на господский двор купца Филатьева. Обращались с парнем плохо, и при первом же удобном случае он бежал, прихватив из хозяйского ларца все деньги. Сбежал, чтобы стать вольным вором, но был быстро пойман и возвращен барину. Зная, что слуги Филатьева однажды убили солдата, Осипов донес на своего барина, за что получил вольную грамоту.
В одном из кабаков, которые Ванька любил всем сердцем, судьба свела его с вором-профессионалом Петром Смирновым, сразу взявшим юношу под свою опеку.
Первым делом новых друзей стало ограбление обитателей московского царского дворца Анненгоф. Через окно первого этажа Осипов пробрался в комнату придворного лекаря и украл все накопления несчастного. Повторное дело шайка провернула буквально на следующий день. На этот раз они ограбили императорского портного.
Следующее преступление Осипов подготовил уже собственноручно, ведь грабили его бывшего хозяина Филатьева. Во время погони догадливый Иван приказал бросить сундуки с украденными вещами в болото. Бандиты убежали налегке, но тут же вернулись за награбленным. По преданию, переодев знакомую девицу в барыню, жулики запрягли повозку, усадили туда ряженую и имитировали крушение в том самом болоте. Со стороны все выглядело, словно расторопные слуги укладывают дорожные чемоданы назад в карету. Так Ванька Каин со своей бандой благополучно увез похищенное.
Не брезгуя ничем
В Москве на преступников началась охота, и Осипов с товарищами бежал на Волгу, где примкнул к шайке казачьего атамана Зари. В этот период своей лихой жизни Ванька прославился дерзким ограблением Макарьевской ярмарки. Как только подельники отвлекли зажиточного армянского купца, он выкрал все деньги из кассы и зарыл их в землю, построив сверху шалаш.
Теперь уже вся Россия полнилась слухами о неуловимых бандитах. Были приняты серьезные меры по их поимке, и Осипов на некоторое время затаился. Через некоторое время, узнав об амнистии в честь восшествия на трон императрицы Елизаветы Петровны, Ванька-Каин явился в Сыскной приказ. Знаменитый вор предложил свои услуги в качестве доносителя.
В первый же день под руководством Осипова было арестовано 150 человек. Бывший вор сам стал грозой криминала. Два года он служил Российской империи предельно честно. Показатели раскрываемости преступлений возросли в десятки раз.
Но искушение златом разбойник не прошел. Были «скуплены» все чиновники Сыскного приказа – от начальства до самого мелкого писаря. Ванька собирал компромат на купцов и шантажировал их. “Крышевал” воров, плативших ему дань, и связанных с преступностью государственных чиновников. Иностранных торговцев русский разбойник обложил своим личным налогом, а значительную часть имущества задержанных преступников присваивал себе.
Из грязи в князи, из князей в грязь
Понимая, что успех надо развивать, Каин просит сенаторов о дополнительных полномочиях и жалуется на произвол московских чиновников. Его просьба была удовлетворена. В итоге в 26 лет бывший крепостной крестьянин становится фактически хозяином Москвы.
Ванька обзавелся престижной городской усадьбой у самых стен Кремля. Внутри были подпольное казино, бильярдная и пыточная комнаты. Судьба всех арестованных зависела от этой комнаты и личной воли Каина. Так продолжалось три года.
Весной 1748 года Москва озарилась заревом пожарищ. По слухам, Москву подожгли представители религиозной секты “хлыстов”, так как Ванька обложил их непомерным налогом. Грабежи в городе стали еще интенсивнее. Назревал бунт, и Елизавета Петровна направила в Москву специальную комиссию генерал-майора Ушакова. Его люди отлавливали преступные элементы и отправляли сразу к петербургскому следователю. Опытный генерал заметил, что некоторые воры попадали в его руки по нескольку раз подряд: кто-то их отпускал. Это и был Ванька-Каин.
На место генерал-полицмейстера Ушакова был назначен переживший правление пяти императоров Алексей Татищев. Он и сам был когда-то ограблен Осиповым. Каин был схвачен по обвинению о хищении 15-летней девушки. Были применены обязательные пытки, которые в те времена были законными.
Выяснилось, что беспредел чиновников превысил все допустимые границы. Все они, от князей и графов до самого захудалого канцеляриста, были на содержании коррупционера и разбойника. В руках бывшего крестьянина оказались даже сыск и сенатские чиновники.
Суд да дело
Для проведения следствия и суда над Каином императрица создала особую комиссию. Доверять московским чиновникам было нельзя. Разбирательство длилось шесть лет и закончилось суровым приговором.
Ваньку Осипова ожидала смертная казнь через колесование, но последовательная в своем смягчении законодательства Елизавета Петровна приговорила разбойника к вечной ссылке в Сибирь. Ему вырвали ноздри, на лбу выжгли слово “ВОР” и отправили на каторгу. Там он и сгинул.