Если вам перевалило за 40, специалисты советуют раз в два года обследовать желудок. А тем, кто моложе, делать это по показаниям. Но добровольно глотать трубку с лампочкой мало кто идет. Даже когда прижмет, тянем до последнего - страшно. Хотя сегодня малоприятную процедуру можно сделать с обезболиванием. Как оно проводится и в каких случаях лучше не рисковать, мы расспросили анестезиолога-реаниматолога и нарколога Андрея Иванова. И вначале, пользуясь случаем, поздравили доктора с профессиональным праздником: 16 октября отмечается День анестезиолога.
- Наркоз, седация, медикаментозный сон, местная анестезия - клиники предлагают разные способы обезболивания при гастроскопии. Андрей Алексеевич, в чем разница?
- Самый простой способ - местная анестезия. Корень языка и нёбо пациента врач орошает спреем с лидокаином. Через несколько минут чувствительность тканей снижается, и это позволяет избежать рвотного рефлекса. Пациент в сознании. Если выполняет рекомендации доктора, как дышать, глотать, и не делает лишних движений, процедура проходит практически безболезненно. Противопоказание одно - аллергия на лидокаин.
Наркоз нужен, когда помимо диагностики проводят дополнительные процедуры - прижигают эрозию, лечат язву, останавливают кровотечение, удаляют полипы. Но чаще используют седацию малыми дозами пропофола. Человек может самостоятельно дышать, у него сохраняются защитные рефлексы - кашель, глотание. Перед процедурой между губами и зубами устанавливают пластиковый загубник, через который будет проходить эндоскоп. Анестезиолог вводит препарат, и через несколько минут пациент засыпает. Болевых ощущений нет. Процедура длится 10 - 15 минут. После нее в течение получаса чувствуется легкая сонливость. А потом человек может даже сесть за руль.
- Есть мнение, что сон при гастроскопии лишний - достаточно местной анестезии.
- Я сам несколько раз проходил обследование - оно терпимо, но есть люди, которые панически его боятся. Возможно, был неудачный опыт, когда специалист недостаточно профессионально ввел зонд. С наркозом обследование пройдет спокойнее и быстрее. Но если его делают без учета медицинских показаний и желания пациента, очевидно, играет роль коммерческая составляющая. Для себя я решил: в следующий раз пойду на процедуру под седацией.
- Читала на форумах, что некоторые чувствовали манипуляции даже после того, как их ввели в медикаментозный сон.
- Такое может произойти из-за неправильно рассчитанной дозы наркоза и недостаточной его глубины или уже в конце процедуры, когда анестезиолог перестает вводить седативный препарат. Пациент начинает просыпаться и может почувствовать воздействие. В идеале этого быть не должно.
Проклятие Джексона
- Какие анализы нужно сдать перед процедурой? И из-за чего ее могут отменить?
- Анестезиолог обязательно смотрит общий анализ крови, ее биохимические показатели, свертываемость, электрокардиограмму, заключение терапевта.
По весу пациента рассчитывает дозу снотворного. При нарушении сердечного ритма процедуру откладывают. Противопоказания - сложности с дыханием, обструктивные заболевания легких. Аллергия на соевый белок, который содержится в пропофоле. Пониженная свертываемость крови. Если человек принимает антикоагулянты, вводить обезболивающие препараты ему тоже нельзя.
- Говорят, нет абсолютно безопасного наркоза. Какие еще могут быть риски? Бывает такое, что вы отговариваете от введения анестетика?
- Я бы сравнил процедуру обезболивания с полетом на самолете. Безопасно, но не исключен форс-мажор - например анафилактическая реакция на препарат. Или человек вдруг перестал дышать, заснул не на пять минут, а на час. Впрочем, подобные казусы происходят редко, все препараты хорошо изучены. Но если видим, что пациент - неудобный для наркоза: у него есть нарушения в анализах, к тому же он тучный, имеет проблемы с дыханием, храпит, у него высокое давление, - объясняем, что риск внутривенной анестезии выше, чем процедура без нее. Стараемся обойтись местным обезболиванием.
- Вы упомянули пропофол - но именно от этого снотворного препарата, как писали, умер Майкл Джексон. Его же, кстати, используют для приведения смертных приговоров в одном из штатов в США.
- У Джексона была зависимость - он применял препарат не в медицинских целях вместе с другими успокоительными, с которыми пропофол не сочетался. В большой дозе это средство вызывает нарушение функции дыхания и снижает давление. Если человек, которому его ввели, находится без надзора, да еще в неудобной позе, высок риск западения языка и асфиксии. Поэтому использовать препарат бесконтрольно категорически нельзя. Во время процедуры анестезиолог должен быть рядом, чтобы помочь, если что-то пойдет не так.
В заключение скажу: если человек решился на наркоз, не нужно его бояться. Доверяйте доктору и настройтесь на позитив - и тогда даже сможете увидеть хорошие сны. Многие, просыпаясь, спрашивают: «А что, все уже сделали?» Эти слова - высшая оценка труда анестезиолога.
Кстати
- Противопоказанием к внутривенной анестезии считаются короткая шея или плохо открывающийся рот. Потому что, если потребуется искусственная вентиляция легких, провести ее будет непросто. В 1966-м после операции по удалению полипа скончался Сергей Королев. Ему нужен был дополнительный наркоз, но врач не смог ввести в трахею интубационную трубку. Причина - старый перелом обеих челюстей, из-за которого знаменитый конструктор не мог широко открывать рот и всегда мучился у стоматолога.
Источник фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»,Личный архив,Henrik Hildebrandt / Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press