Ни одно государство мира сегодня не отказывается от помощи солдат невидимого фронта, хотя методы их борьбы далеки от понятий чести и правил воинского устава. Скорцени стал одним из классиков этой теневой войны.
В Германии – в отличие, скажем, от Японии или стран Ближнего Востока – не было старых диверсионных традиций. Все знают, например, про гестапо – полицию Третьего рейха, которая боролась с инакомыслящими. А вот боевых спецподразделений в вермахте явно не хватало, особенно для мировой войны. Подготовкой разведчиков профессиональные военные занимались с большой неохотой. Причиной тому – менталитет немецких кадровых офицеров, которые были в основном воспитаны на старых прусских традициях и с презрением относились к «бандитским» методам ведения войны.
Поэтому подготовкой диверсантов в спецшколах абвера занимались порой случайные люди. «Тайную армию» готовили массово, но некачественно, к тому же из «расходного материала». До войны из эмигрантов, потом – из пленных и перебежчиков. Между тем настоящем бойцу спецподразделения необходимы серьезная подготовка и врожденная наглость.
«Тотальная война»
В 1943 году военная инициатива перешла к противоположной стороне, и нацистская Германия объявила доктрину «Тотальной войны». Новые идеи потребовали новых людей и методов. Кальтенбруннер, который сменил Канариса в руководстве абвера, назначил командиром группы «С» 35-летнего гауптштурмфюрера Отто Скорцени и доверил ему готовить диверсантов-террористов для внешней разведки. От Скорцени требовалось настроить подрывную деятельность с большим размахом – от Ирана и Индии до США и Англии. Для этого были созданы «Спецкурсы особого назначения «Ораниенбург» в замке Фриденталь под Берлином.
Без права сдаться живым
«Тайная война» требует тщательной маскировки. Курсантам предписывалось выходить из замка только ночью, быть всегда в штатском. Им всем дали новые имена и фамилии, хотя они были матерыми волками с большим боевым опытом и отличной физподготовкой. Но их готовили к новым заданиям – учили ломать противнику шею, убивать подручными предметами, обращаться с «новинками»: пластиковой взрывчаткой, кумулятивными зарядами, отравленными пулями, карандашами с термитной начинкой, чемоданами и книгами с горючей оболочкой. Директива Гиммлера «Ни один человек из РСХА не имеет права попасть живым в руки врага!» выполнялась строжайше. Перед выброской на территорию каждый снабжался капсулами с ядом, безупречными фальшивыми документами и фальшивыми деньгами. Надо отметить, что в плен такие «боевики» попадались редко.
Операция «Дуб»
Когда перед Гитлером встала задача спасти Муссолини, выбор специалистов был небольшим, и он предсказуемо пал на Отто Скорцени. Рота десантников под его командованием высадилась в районе горного отеля, в котором под стражей содержался лидер итальянских фашистов. Операция завершилась успешно, пленника вывезли. Но при этом почти половина отряда погибла при высадке, хотя итальянцы практически не оказывали сопротивления.
Тем не менее об операции, получившей название «Дуб» (весьма точная характеристика Бенито Муссолини), восторженно написали в газетах: Скорцени сумел изложить события в выгодном для себя свете. С тех пор Гитлер доверял Отто и поручил ему организацию новых спецбатальонов, в которые набирали добровольцев из парашютистов и войск СС, владеющих английским разговорным языком. Идиомам и жаргону этих бойцов обучали пленные англичане и американцы, которых потом расстреляли. В общем, подготовка была серьезной. Пришла пора проверить диверсантов в деле.
Успехи и поражения
К маю 1944-го Скорцени, получивший уже звание штурмбанфюрера, подготовил шесть «истребительных батальонов» для охоты за людьми. Подразделения «Ост», «Центр», «Зюд-Ост», «Зюд-Вест», «Норд-Вест» и «Норд-Ост» получили предписание уничтожить руководителей и командиров польских, советских, чехословацких, югославских, итальянских и французских партизанских отрядов. В частности, 500-й батальон парашютистов СС, которых также готовили под руководством «короля диверсантов», предназначался для ликвидации маршала Тито. Операция потерпела крах. Живой и невредимый Тито оставил свой штаб в Боснии и перебрался на остров, а потери элитного спецбатальона СС были большими. Зато другой батальон, под командой самого Скорцени, успешно похитил в Будапеште часть правительства адмирала Хорти. В это время парни Скорцени действовали по всему миру.
Но самое серьезное задание – операцию «Длинный прыжок» по уничтожению лидеров стран союзников в Тегеране – немецкие диверсанты выполнить не сумели. Хотя даже одновременная ликвидация Сталина, Черчилля и Рузвельта уже не изменила бы ход войны.
Диверсант или мистификатор?
Благодаря ряду успешных диверсий Скорцени получил титул «самого опасного человека в Европе». Впрочем, его слава несколько неоднозначна. До середины 30-х о скромном инженере из Вены никто ничего не слышал. Потом он поступил в СС, в начале войны оказался в действующей армии в качестве сапера. Достоверно известно, что на Восточном фронте он воевал до декабря 1941-го, а затем был оправлен домой для лечения. Легенда начинается лишь с 1943 года, когда офицер с инженерным образованием обнаружился в «Ораниенбурге». Другой вопрос, что сам Отто Скорцени никогда не страдал скромностью и был мастером мистификации не только в бою, но и в мемуарах. Например, он утверждал, что до операции «Дуб» был организатором и активным участником таких событий, как убийство канцлера Австрии Дольфуса, арест канцлера Шушнига и так далее. Но документальными данными это не подтверждено.
* * *
15 мая 1945 года Скорцени арестовали. Благодаря сотрудничеству с американской разведкой в 1947 году он был оправдан и завербован пои именем «Эйбл». Потом жил в Италии, а затем в Испании под именем Пабло Лерно. Сотрудничал с израильским «Моссадом». Консультировал египетского президента Насера и аргентинского президента Перона. Умер от рака в 1975 году в Мадриде.