Нацистский мини-гранатомет Panzerknacke был выпущен едва ли не в единственном экземпляре, но задача перед его обладателем была поставлена самая серьезная.
Обнаруженный советскими контрразведчиками в коляске мотоцикла М-72 на проселочной смоленской дороге миниатюрный гранатомет Panzerknacke поставил жирную точку в готовившейся более года операции немецкой военной разведки – абвера – по уничтожению Иосифа Сталина. Это был первый и единственный случай обнаружения этого уникального оружия, крепившегося к руке и имеющего неимоверную бронебойную силу.
В сентябре 1944 года сотрудниками Смоленского управления СМЕРШ была проведена блестящая операция, позволившая задержать немецких диверсантов. Последние пытались проехать в Москву, где должны были совершить покушение на Иосифа Сталина, лишив победоносную Красную Армию ее главнокомандующего.
Глубокой ночью на одной из проселочных дорог Смоленской области приземлился разведывательно-диверсионный самолет Люфтваффе «Арадо 232», имевший стационарную платформу, оснащенную 20 колесами с независимой подвеской. Это давало ему возможность приземляться на любую свободную от бурной растительности поверхность даже в темное время суток.
Группа сопровождения выкатила из фюзеляжа мотоцикл с коляской М-72, на который погрузились мужчина и женщина в советской военной форме. Это были лучшие диверсанты Абвера Петр Таврин и Лидия Шилова, перед которыми поставили практически невыполнимую задачу по ликвидации советского лидера Иосифа Сталина.
Ход подготовки этой диверсионной группы курировал шеф абвера адмирал Канарис, хорошо знавший цену мелочам. Он потребовал обратить особое внимание на правильность заполнения документов, которые не должны были вызывать у проверяющих даже малейших подозрений. В немецкой типографии выпустили поддельный тираж газеты «Правда», в котором в списке офицеров, награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза, числилась фамилия гвардии капитана Петра Ивановича Таврина – и была напечатана его реальная фотография.
На животе и руках лже-героя немецкие врачи создали неотличимые от настоящих «шрамы» от полученных ранений. Арсенал спецсредств группы состоял из семи пистолетов, пяти гранат, замаскированной под кучу грязи магнитной мины и уникального ручного гранатомета Panzerknacke, то есть «Щипцы для брони»
Panzerknacke был миниатюрной копией широко известного ручного противотанкового гранатомета нацистов Panzerfaust, известного как «фауст-патрон», и представлял собой пусковую трубку длиной 20 см и диаметром около 5 сантиметров. С помощью специальных кожаных ремней «Щипцы для брони» крепились на предплечье стрелка, и их можно было легко скрыть в слегка расширенном рукаве плаща или форменной шинели.
В гранатомет вставлялись миниатюрные реактивные снаряды калибра 30 мм, способные с расстояния 30 метров уничтожить бронированную цель с толщиной брони до 30 мм.
Всего диверсантам выдали девять реактивных гранат. Их должно было хватить для уничтожения бронированного «Паккарда», на котором Иосиф Сталин ежедневно следовал со своей загородной дачи в Кремль.
Майор Красной Армии со звездой Героя Советского Союза на форменной гимнастерке вместе с красавицей женой следовал на мотоцикле в сторону Москвы. На его теле имелись шрамы от боевых ранений, сопроводительные документы и наградные листы были подделаны безукоризненно, а наличие в коляске большого количества трофейных вещей лишь подтверждало боевые заслуги «орденоносца».
Поэтому, встретив на проселочной дороге одинокого офицера милиции, Петр Таврин не спеша представил ему свои документы. Откуда шпион мог знать, что перед ним стоит начальник местного райотдела НКВД старший лейтенант Ветров, имевший большой опыт разоблачения диверсантов и пособников фашистов?
Молодой, но неоднократно битый жизнью офицер сразу же обратил внимание на то, что диверсанты были в абсолютно сухой форме, хотя в деревне, из которой ехали, всю ночь шел дождь. Даже не изменившись в лице, Ветров предложил проехать вместе с ним в райотдел милиции, якобы для того, чтобы поставить отметку о выезде из прифронтовой зоны.
На этом операция абвера по уничтожению Сталина и закончилась. Окружившие мотоцикл автоматчики незамедлительно арестовали Таврина и Шилову, которые сначала громко возмущались действиями сотрудников НКВД. Но после обнаружения секретного гранатомета диверсантов Panzerknacke смысла отпираться не стало, и диверсанты согласились на сотрудничество со СМЕРШем.
До самого конца Великой Отечественной войны Петр Таврин и Лидия Шилова участвовали в запутанной игре советских спецслужб, в результате которой были задержаны десятки резидентов, забрасываемых за линию фронта диверсантов и засекреченных агентов абвера.
В феврале 1952 года Коллегия Верховного Суда СССР признала Таврина и Шилову виновными в государственной измене и приговорила к смертной казни через расстрел. Приговор был приведен в исполнение уже через несколько дней.
А ставший одной из причин провала террористической операции миниатюрный гранатомет Panzerknacke поступил в распоряжение конструкторов советского оружия. Несмотря на необычность конструкции и удобство при выполнении определенных задач немецкая разработка была признана неэффективной и отложена в архив. А отечественные разведчики получили несколько более эффективных типов портативного вооружения, которые использовали еще долгие годы при выполнении секретных и щекотливых боевых задач.