Эта программа стала одной из последних удачных разработок отечественных оружейников советского периода – а используется она уже в российской реальности.
Начало 80-х годов прошлого столетия сопровождалось большим количеством военных конфликтов, в которых официально и негласно принимали участие советские военспецы. Об Афганистане знал каждый советский человек, а вот о войнах в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, других странах Африки и Азии говорилось очень мало.
Советский Союз активно помогал развивающимся странам получить независимость от своих бывших метрополий, снабжая их стрелковым и иным оружием. До сих пор в этих государствах даже ребенок знает об автомате Калашникова, а некоторые страны и группировки даже разместили это легендарное оружие на своих официальных флагах.
Замена легенде
Тем не менее опыт боевых действий в населенных пунктах продемонстрировал ряд недостатков АК-74, которые выражались в большом количестве рикошетов и низкой пробивной силе – ибо повсеместно появились бронежилеты. Советское руководство подготовило заказ на изготовление более мощного оружия, которое обеспечило бы бойцам советским подразделений преимущество в прямом противостоянии с врагом.
Разработка затянулась на несколько лет, поскольку ответственные лица долго медлили с техническим заданием для конструкторов. Они желали одновременно получить снайперскую винтовку, автомат и пистолет, которые были бы унифицированы для использования одинаковых патронов; при этом заказчики никак не могли определиться с минимальной мощностью боеприпасов.
Дело в том, что как раз в этот период пассивная защита бронежилетов постоянно усиливалась, и каждый год приходилось иметь дело с более прочной броней. Если техническое задание по снайперской винтовке было определено еще в 1983 году, то для автомата – лишь к 1985 году.
Комплексный подход Сердюкова
Разработка нового оружейного проекта была доверена известному конструктору ЦНИИТочмаш Петру Сердюкову, который в максимально сжатые сроки представил бесшумную снайперскую винтовку ВСС «Винторез», также бесшумный автомат специальный «Вал» и пистолет самозарядный специальный ПСС «Вул».
Все эти три разновидности стрелкового оружия имели одинаковый калибр и использовали для стрельбы специальные патроны 9х39 мм. В зависимости от мощности заряда боеприпасы получили название СП-5 и СП-6 (бронебойный). Одно время выпускался и более дешевый бронебойный патрон ПАБ-9, от которого пришлось отказаться из-за конструкционных недоработок. В качестве бонуса Сердюков представил стреляющий нож разведчика НРС-2 «Взмах», способный поражать врагов боеприпасами калибра 7,62 мм.
Все представленные вооружения получили высокую оценку специалистов и в настоящее время используются в различных подразделениях Вооруженных Сил России, ФСБ, Росгвардии и ФСО.
Особое внимание было приковано к «Винторезу» и «Валу», конструкции которых оказались на 70% аналогичными друг другу. В боевых условиях это очень важно и позволяет быстро собрать из имеющихся в наличии запчастей оружейный гибрид, способный вести эффективную стрельбу по противнику. Если магазин снайперской винтовки рассчитан на 10 патронов, то автомата «Вал» на 20. При этом боец имеет возможность использовать при стрельбе магазины обоих типов.
Высокая поражающая сила пули
Уже в 1987 году новые типы стрелкового оружия начали поступать на вооружение спецподразделений СССР, а с его распадом – Российской Федерации. Определенное количество АС «Вал» и ВСС «Винторез» до сих пор стоит на вооружении армий Казахстана, Армении и Грузии.
Пуля специального патрона со стальным сердечником СП-5 на расстоянии 100 метров легко прошивает стальной лист толщиной 6 мм, а для бронебойного патрона СП-6 не станут препятствием и 8 миллиметров стали. Известны случаи, когда выстрелы из «Винтореза» с использованием патрона СП-6 останавливали и выводили из строя даже легко бронированную технику.
Эффективная стрельба из обоих типов оружия может вестись с расстояния до 400 метров, что не является особо высоким показателем, но более чем достаточно для проведения спецопераций в городской черте.
Именно поэтому «Вал» и «Винторез» получили огромную популярность у бойцов спецназа. Они прошли обе чеченские войны, конфликт в Южной Осетии, продемонстрировав высокую эффективность из-за возможности ведения бесшумной стрельбы. Встроенный глушитель одновременно выполняет функцию пламегасителя, благодаря чему выстрелы из винтовки и автомата, произведенные в ночное время, совершенно не видны противнику.
Проблемы оружия
Главным недостатком этого оружия – кроме относительно невысокой дальности стрельбы – специалисты называют использование специальных патронов, количество которых ограничено. Но это не играет особой роли при проведении спецопераций, поскольку они, как правило, отличаются скоротечностью.
Гораздо большей проблемой стала сложность прицеливания из-за большой крутизны траектории полета пули. Именно из-за этого пришлось отказаться от использования супермощного бронебойного патрона ПАБ-9, имеющего массу пули около 17 граммов (в стандартных СП-5 и СП-6 16,1гр.).
Зато конструкторы предусмотрели возможность установки на «Винторез» различных оптических устройств, включая коллиматорные прицелы, что делает использование этих снайперских винтовок очень эффективным при проведении операций по освобождению заложников и при обеспечении безопасности руководства страны во время проведения массовых мероприятий.
К автоматам «Вал» подсоединяются тактические фонари, позволяющие вести прицельный огонь по противнику, скрывшемуся в полуразрушенных зданиях и подвалах. Мощный луч мгновенно выхватывает цель, предварительно ослепляя ее своим мощным светом. Бойцу российского спецназа остается лишь нейтрализовать ее точным огнем.
Сегодня 9-миллиметровые автоматы «Вал» и снайперские винтовки «Винторез» являются основой стрелковых вооружений российского спецназа, хотя им на смену уже начинают приходить более мощные АШ-12 и ВССК «Выхлоп», имеющие калибр 12,7 мм.