Хороших продуктов нет и не будет
Чиновники обещают фермерам «золотые горы», но денег не дают, а только штрафуют
C хозяйкой подмосковной экофермы Ольгой ВАНЬКОВОЙ мы познакомились три года назад. В деревню, расположенную в 120 км от Москвы, недалеко от Можайска, мы c друзьями ездили на выходные. Ольга с мужем Сергеем показали свои владения, накормили обедом из местных продуктов, с собой гостинцев надавали. В свете модных ныне разговоров о сельском хозяйстве я часто думала об этих гостеприимных людях. И снова напросилась на встречу.
В тот первый приезд Ольга Ванькова рассказала, как все у них с мужем на этой земле начиналось. Восемь лет назад поехали на рыбалку и влюбились в здешние места. Сергей Ваньков выкупил у селян паи бывшего колхоза «Красный балтиец». Приобрел 60 га земли, к которым позже добавилось еще 40. И подарил жене на день рождения корову. Чтоб рогатой одной не тужить, была куплена и другая живность. Ольга не скрывает, что главной идеей этой хорошо просчитанной авантюры было обеспечить семью чистыми продуктами. Потому что, по ее стойкому убеждению, «то, что продается в наших магазинах, есть нельзя». Как товаровед по продовольственным товарам, она знает, что говорит.
- Вы сегодня на подъеме? - спрашиваю свою собеседницу. - Столько призывов к поддержке своего производителя. Вас поддерживают?
- У меня-то все идет нормально, но какими усилиями, - вздыхает Ольга. - Весь этот крик по поводу того, что сельскому хозяйству помогают, - пустой звук. Говорят, мы вам будем компенсировать солярку, посевной материал, платить за животных - только соберите бумажки. Мы, по наивности, все собрали. Принесли, а нам: в этом году не получится, может быть, в следующем. И я поняла, что это ерунда. Ко мне приезжали люди из Министерства сельского хозяйства, из Россельхознадзора, ветслужбы - все: «Вы обращайтесь, если есть проблемы». Но это только разговоры.
Я думала, одна я такая. Нет. Лет пять назад мы с мужем ездили к фермеру в Калужскую область. Открытый, интересный человек был. Хотел разводить герефордов - мясную породу коров, выведенную в Англии. Сначала старался соблюдать чистоту породы. Но потом начал покрывать английскими быками наших черно-пестрых коров, и этот герефорд превратился в черно-пеструю. Недавно мы снова встретились с этим фермером - разочарованный, безынициативный. Рассказал, кому сколько надо заплатить, чтобы завезти в страну коров, - безумные деньги! И он сдался.
Реальной помощи ни от кого не дождешься, зато чиновники обожают какие-нибудь «инновации», от которых никакого проку. Знаю главу одного очень раскрученного фермерского хозяйства, который любит демонстрировать «высоким гостям» коровник, где перед каждой буренкой висит телевизор. Я поинтересовалась: для чего это? А он смеется: «Да я этим эффективным менеджерам говорю: корова смотрит на швейцарские луга - и больше молока дает».
ВАНЬКОВЫ-старшие, их дочь Аня (слева), сын Михаил с женой Катей и племянница Даша, которой доверено управлять хозяйством, знают: что бы ни случилось, земля под Можайском не должна быть продана - такой уговор есть в семье |
Не хочу травить семью
- Не вижу я чьей-либо заинтересованности в развитии мини-ферм, - сокрушается Ванькова. - У нас делают глобальные агрокомплексы, но, чтобы они приносили прибыль, без химии, усилителей роста не обойтись. В 15 км от моего хозяйства в Тропарево есть огромная свиноферма. Вот скажите, бывают такие чудеса? У меня поросенок за шесть месяцев вырастает до 40 кг, а там до 100 - 110! Естественно, у меня вопрос: чем кормят животных на свиноферме?
Я свою семью не хочу травить, поэтому держу все виды животных и кормлю их тем, что выращено на земле. Сейчас у меня 14 коров, кур штук 300, цесарки, гуси-утки, барашки, козы. Вот козочки расплодились - с радостью продала бы. Но продать что-то - тоже проблема. Звонят из интернет-магазинов, предлагают купить у меня творог по 50 - 60 рублей за килограмм. А сами реализуют его за 500. Не приложив никаких усилий! Конечно, за такие деньги я продукцию отдавать не хочу.
Открылись фермерские рынки. Это не означает, что там все плохо, только надо быть очень внимательными к тому, что предлагают. Под маркой фермерских биопродуктов продается много чего не «био». Это я на вид, на запах отличу то, что домашнее, а что нет, а покупатель не сможет. Я проехала по нескольким точкам. Задаю вопросы тете за прилавком, а она ответить на них не может. Потом: «Да я ж только перепродаю». - «Можно мне с производителем пообщаться?» - спрашиваю. Я с института знаю: обязательно надо видеть, как делаются продукты, которые ты покупаешь. Тем справкам, что предъявляют на рынке, я не доверяю. Мои девочки как-то хотели в Можайске на рынке наши продукты продать, принесли на анализы. А им: «Да ладно, анализ», деньги взяли, квитанцию выписали - и вся продукция «чистая».
Если постоянно покупаете продукты у кого-то из фермеров, не поленитесь доехать до него и посмотреть, как он содержит коров, какие использует марли, тряпки, в каком состоянии сепаратор. То, что я увидела в хозяйстве, в которое направила женщина с рынка, привело меня в ужас.
- Я всем говорю: летом, если живете на даче, заведите 20 кур и одного поросенка - вы его к осени выкормите. Если для вас важно, что вы едите, делайте!
Закрома фермеров ломятся от натурпродуктов. Тыквы хранятся до весны и используются в качестве витаминной добавки в корме животных |
По кормам советую покупать натуральное: кукурузу, пшеницу, овес, ячмень, а не комбикорма, сделанные на заводе. Как-то разговорилась с водителем машины, на которой было написано: Наро-Фоминский комбикормовый завод. Спрашиваю: «Вы куда это возите?» Оказалось, в Тропарево. Как только человек сказал, что это для тех свиней, которые в четыре раза больше моих, у меня сразу интерес пропал.
Однажды меня пригласили в подмосковный совхоз имени Ленина на совещание сельхозпроизводителей. И там я выступила против больших агрокомплексов, которые неизбежно приводят к химизации производства. Директор совхоза Павел Грудинин сказал: «Оля, вы не в нашей теме». - «Мне можно покинуть зал?» - уточнила я. Он говорит: «Да». Я встала и уехала. Кто из нас хуже-лучше, судить не берусь. Многие агрокомплексы живут на кормовой базе, которую покупают за границей, - это дешевле. Вот как это может быть? Везти за три тысячи километров сухое голландское молоко, и оно дешевле?! Там химии 90 процентов! И этим на крупных сельхозпредприятиях выкармливают стада.
Сейчас нам пытаются доказать, что все эти добавки, консерванты не так страшны для организма. А я в это не верю. Вы что думаете, хороший импорт сюда присылают? У меня есть возможность жить за границей. То, что продается там и завозят сюда, - совершенно разные продукты. Такое ощущение, что нам сбрасывают все, что не нужно другим странам. А мы радостно ввозим. И ни о каких санкциях против этой отравы даже и речи нет.
- Я пыталась посчитать, что выгоднее в небольших хозяйствах выращивать: баранов, коров и т. д., - продолжает свой рассказ Ванькова. - Да ничего не выгодно. Я занимаюсь этим в убыток себе, потому что у меня есть другой бизнес. А человек, который вложил все деньги в это дело, быстро разоряется.
- Хотя бы теоретически такие хозяйства, как ваше, могли бы нас прокормить?
- Могли. Но нужна правильная политика государства. Например закупочная. Нормальная система, по которой работает весь Запад, раньше существовала и в России: приезжали заготконторы, забирали продукцию и сами реализовывали ее с наценкой. Я не прошу у государства деньги себе в карман - я прошу мою продукцию купить у меня по нормальной цене.
Я часто бываю в Европе - это связано с нашим основным, энергетическим, бизнесом. В Италии, в Тоскане, меня поразило, как оказывается помощь аграриям. Там действуют такие мини-министерства на уровне небольших округов, которые решают все проблемы фермеров. Ты привез мясо, сдал, здесь же работает лаборатория, все проверили, деньги тебе на карточку перечислили. Фермеры даже не интересуются, в какие магазины их продукцию отдают и по какой цене. Вот почему у них бунт такой сейчас из-за российских санкций: государство перестало их дотировать. А они на этом жили.
Нам, фермерам, нужно объединиться, и я просила помочь в этом. Потому что возникают такие моменты. У меня, например, есть козел. Он один раз покрыл, а второй раз его нельзя в этом плане использовать, потому что будет вырождение породы. Я могла бы поменяться козлами с другим фермером, но я не имею информации, кому это нужно. Пробовала сама налаживать контакты. Звоню на ферму, где делают сыры с необычными заквасками. Говорю: хотела бы к вам приехать - у меня тоже багаж знаний большой. А мне в ответ: мы не принимаем гостей, зайдите на сайт - там все рецепты есть. Вы знаете - отшибло! Люди закрыты, словно боятся чего-то, поэтому трудно все.
Продвинутые коровы пялятся на телеэкраны с вкусной травой, но всё равно просят кушать. Фото: |
Народу много, а умных нет
- Но самый тяжелый вопрос - где взять рабочие руки, и он практически не решаем, - продолжает Ольга. - Я рассуждала так: зарплаты в Можайске и окрестностях минимальные, все едут в столицу - а я могу обеспечить людей работой. Но за 30 тысяч рублей приходят одни алкоголики. Лучше поспать в электричке, чем согласиться чистить говно у коров. Люди приезжают - из Узбекистана, Таджикистана, но у них одна цель: 100 тысяч заработать и уехать. Они не готовы осесть здесь, хотя я даю дом. К тому же это тоже ленивый народ. Отойди на 20 мин - он тут же сядет чай пить.
Люди обленились. Почему безумно дорогие экопродукты за границей? Думаю, причина та же. Потому что забили рынок дешевой химией и изменили ментальность людей. Моя соседка-француженка, которой 86 лет, едет на маленькой машинке за 25 км от Ниццы в горы и покупает у фермера молочко, еще что-то. Но это другая культура. Если молоко в магазине стоит два пятьдесят - зачем у фермера за восемь покупать?
- Что еще вы хотели бы донести до больших начальников от сельского хозяйства?
- Выращивать то, что растет в данном регионе в соответствии с климатическими условиями. Если в Можайске шикарная трава, там должны пастись коровы. А вот коровы, которые ходят в Калмыкии, - это великолепная мясная порода, но молока у них не будет. Или, скажем, у меня не растет пшеница, и я покупаю ее у фермера в Краснодаре. Это дорого обходится, но такую вызревшую пшеницу я не могу получить в Московской области, и на это усилия лучше не тратить. Да, есть проблемы логистики, дороги плохие. Наверное, решение этих вопросов все бы упростило. Мы могли бы объединиться с несколькими фермерами, заказать вагон, и нам бы разом все привезли. Но никому это не нужно.
К сожалению, не хватает в этой отрасли специалистов. Народу много, а умных нет. Зато полно надзирающих. Вы не представляете, сколько у меня бывает проверок - плановых, внеплановых. И когда эти люди видят, что все хорошо, говорят: «Мы тебе минимальный штраф выпишем, ладно?» У них, оказывается, план по сбору штрафов.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов