Блестящая атака спецназа ГРУ на секретную базу душманов
Все знают о дерзком захвате в 1979 году дворца Тадж-Бек и уничтожении афганского диктатора Хафизуллы Амина, выводе советских войск из этой страны 15 февраля 1989 года. Что было между этими событиями – предпочитают не говорить.
Между тем афганская война продемонстрировала всему миру силу советского оружия, которое не просто на равных конкурировало с западными образцами, но и по многим параметрам значительно превосходило их. Именно в этой горной стране советские солдаты продемонстрировали свое мужество и благородство, защищая мирное население, а также профессиональную выучку, нанося точечные удары по опорным пунктам и караванам душманов, выступавших против местного правительства.
Минный склад боевиков
Особняком в этом ряду стоят несколько спецопераций, принесших особую славу разведчикам ГРУ СССР. Благодаря им удалось сорвать наступательные планы боевиков, нанеся непоправимый урон их живой силе и вооружениям.
Даже все знающая «Википедия» ничего не рассказывает о невероятной по дерзости атаке 60 российских спецназовцев на особо засекреченную базу душманов в кишлаке Лой-Мана. Ее результатом стало уничтожение замаскированного в горных пещерах склада боеприпасов, о величине которого можно было догадываться только по силе взрыва, буквально уничтожившего целую скалу.
В начале февраля 1986 года резидентура ГРУ получила достоверную информацию о том, что спрятанный в одном из горных ущелий кишлак Лой-Мана является чрезвычайно важным объектом, который тщательно охраняется системами ПВО повстанцев. По данным разведки, в самом кишлаке был расположен крупный склад противотанковых и противопехотных мин, которые боевики систематически устанавливали на пути движения советских войск. А приложенная к донесению карта не оставляла сомнений в достоверности информации.
Подобраться к кишлаку Лой-Мана незаметно было практически невозможно, поскольку все дороги этого района контролировались повстанцами. На перевалах постоянно дежурили боевики, вооруженные американскими зенитно-ракетными комплексами «Стингер», мгновенно наносившие удары по разведывательной авиации ДРА и СССР.
Сорвиголовы Бекоева
Нападение на кишлак назначили на Валентинов день. Для операции было решено привлечь 60 разведчиков Газнийского батальона спецназа ГРУ, командование же возложили на командира роты Павла Бекоева, ставшего к тому времени легендарной личностью за свои гусарские походы по душманским тылам. К тому времени на счету его бойцов уже был не один уничтоженный караван с боеприпасами из Пакистана.
Ранним утром 14 февраля 1986 года кишлак содрогнулся от неожиданной ракетной атаки четверки штурмовиков Су-25, любовно прозванных бойцами «Грачами». Обстрел продолжили ужасающие своей мощью вертолеты Ми-24 «Крокодил», десантировавшие в заранее определенных точках несколько разведгрупп.
Часть бойцов начала планомерно прочесывать кишлак, а другие захватили точки ПВО, оперативно выведя из строя находящиеся в них зенитные системы. Когда душманы пришли в себя и попробовали вырваться из Лой-Мана, то были встречены ураганным огнем и практически полностью уничтожены.
Большой неожиданностью для разведчиков стало то, что в указанном здании совершенно не было боеприпасов и мин. Казалось, что удачная спецоперация не принесет ожидаемого результата – но помог допрос одного из взятых в плен афганцев.
Совсем молодой боевик, совершенно не желавший умирать, после двух подзатыльников указал на незаметный домик, прислонившийся одной из стен к склону горы. Как оказалось, это и был замаскированный вход в целый пещерный город, в котором душманы скрывались от правительственных войск и хранили боеприпасы.
Бой на складе
Атаку спецназовцев не смогли остановить даже очереди, раздававшиеся из здания. Бойцы прокладывали себе путь по коридорам подземелья, прокатывая в них наступательные гранаты РГД-5. В кромешной тьме осколки беспощадно секли стены пещеры, которая в один из моментов начала расходится в разные стороны.
В то время еще не существовало таких привычных сегодня оперативно-тактических фонарей, и освещать пещеру пришлось при помощи зажженного пиропатрона. Каким же было удивление бойцов, когда они увидели, что находятся среди десятков тонн пластита, противопехотных и противотанковых мин.
Как это изобилие взрывчатых веществ не сдетонировало от взрывов гранат и сотен выстрелов, до сих пор остается тайной. Наверное, верна народная мудрость: «Удача любит смелых».
К этому моменту от командования поступил приказ о необходимости срочно возвращаться на базу, поскольку в сторону Лой-Мана уже двигались несколько колонн боевиков. Павел Бекоев скрепя сердце отдал приказ прекратить преследование неприятеля, после чего разведчики установили прямо в стеллаже с пластитом часовую мину и двинулись к точке общего сбора.
Войны без потерь не бывает
Именно задержка в пещере не позволила советскому спецназу провести операцию вообще без потерь. Во время погрузки на Ми-24 прибывшие на помощь своим товарищам отряды боевиков открыли ураганный огонь, которым были тяжело ранены два бойца.
Неожиданно раздавшийся взрыв чудовищной силы, практически уничтоживший скалу, заставил душманов оставить советских солдат в покое. Они бросились отрывать десятки своих товарищей, оставшихся заживо погребенными в пещерном городе, а бойцы спецназа вернулись на свою базу в Газни.
Командование признало проведение операции блестящим, представив Павла Бекоева и нескольких наиболее отличившихся бойцов к правительственным наградам, самой почетной из которых считался орден «Красной Звезды».
В дальнейшем судьба героев этого рассказа сложилась по-разному. Буквально через месяц с небольшим Павел Бекоев трагически погиб в неравном бою, навеки оставшись одним из самых легендарных командиров Афганистана. Многие из бойцов продолжили службу в спецназе ГРУ, другие стали офицерами спецподразделений КГБ «Вымпел» и «Альфа», и долго еще защищали нашу Родину от внешних и внутренних врагов.