Почему соперники умоляли борца Медведя закончить карьеру

Советский борец Александр Медведь (сверху) во время поединка с немцем Вильфридом Дитрихом на Олимпийский играх в 1968 году

Для вольной борьбы он был рожден. Здоровый - метр девяносто. С сильными ручищами - папа-лесник с детства заставлял пни распиливать. Выносливый. Думающий. Подмечал особенности соперников и оборачивал их себе на пользу. Да и фамилия Медведь, наверное, тоже определила его судьбу.

Борьбой Александр Медведь увлекся в армии. Для спорта высших достижений поздновато. Но толкового парня приметили тренеры. Он подкупал неожиданной для своей комплекции подвижностью и отточенной техникой, которую был готов отрабатывать бесконечно.

- Медведь стал первым, кто показал борцам, что можно становиться даже трехкратными олимпийскими чемпионами, - говорит Александр Карелин, для которого его старший тезку стал примером для подражания. - Он хорошо поработал над нашим самомнением, а мы уже за ним следовали и побеждали.

Медведь был непобедим, но каждая из трех золотых медалей Игр далась ему ой как нелегко.

Вес взят

К Олимпиаде 1964 года в Токио в супертяжелом весе у СССР было два выдающихся борца - Александр Иваницкий и Александр Медведь. Но спортивному руководству хотелось больше медалей, и нашего героя заявили в полутяжелую категорию - до 97 кг. Ему пришлось быстро сгонять вес. Сложная и не очень полезная для здоровья спортсмена задача. Зато домой оба борца уехали с золотом.

Поединок Вильфрида Дитриха и Александра Медведя (слева) на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972-м 

Горная болезнь

Следующие Игры проходили в 1968-м в Мехико - городе, расположенном выше 2 тыс. м над уровнем моря. Выносливый организм Медведя в таких условиях, да еще в жару, давал сбой: к концу схваток спортсмен трижды терял сознание на ковре. В поединке с немцем Вильфридом Дитрихом выбил большой палец на руке, тот неестественно обвис, объявили медицинский перерыв. Трибуны застыли: неужели непобедимый советский борец снимется?! А он, недолго думая, сам вправил себе сустав и вышел на ковер - к деморализованному сопернику. И, конечно, победил.

Уколы за икру

В олимпийском Мюнхене американцы выставили в супертяжелом весе 200-килограммового Криса Тейлора, считая, что эту гору никто с места не сдвинет и победа у них в кармане. Как бы не так! Медведь, весивший вдвое меньше, и этого уложил лицом на ковер.

- В какой-то момент я его подловил, подсек, - вспоминал потом спортсмен. - Мы когда валились, моя задача была выдернуть из-под него руки, ноги, чтобы он не упал на них. Меня потом всю ночь обкалывали обезболивающими немецкие врачи. Пришлось дать им полкило икры!

Александр Медведь (слева) с фотографом Анатолием Белясовым 

Счастье - в семье

Александр Васильевич закончил карьеру после мюнхенской Олимпиады. К нему тут же подкатили американцы: даем, мол, $ 3 млн, если перейдешь в профессиональный рестлинг. Разумеется, Медведь их послал. Вернулся в Минск, принял в Белорусской ССР руководство сборной по вольной борьбе.

Тренировал, преподавал, написал две книги и более 60 научных работ. На московских Играх-80 зачитывал олимпийскую клятву от имени судей. В Атланте и Афинах нес знамя уже отдельной сборной Беларуси.

Но главным счастьем в жизни считал семью: любимую жену Татьяну (она скончалась в 2016-м), сына и дочь, внуков и правнучек.

Трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира и трехкратный Европы ушел из жизни 2 сентября, не дожив двух недель до 87-летия.