Как выглядит украинская благодарность за спасенный Киев
Из роты – в Генштаб
Быть бы Николаю успешным предпринимателем, но революция 1917 года переломала все судьбы без исключения. К моменту ее начала Коля закончил церковно-приходскую школу, земское училище и пошел учиться на коммерсанта. Но пришлось вернуться домой в село Чепухино Воронежской губернии. В 1920 году Николай оказался в рядах Красной армии, и с тех пор служба стала делом всей его жизни.
В 1922 году Ватутин стал красным командиром, приняв удостоверение из рук зампредседателя Совета Народных комиссаров Михаила Фрунзе. Затем были годы службы, перемежающейся с учебой. За его плечами обучение в Киевской высшей военной школе, потом московская Военная академия им.Фрунзе, а в 1937 году Николай Федорович стал выпускником Академии Генштаба РККА.
Великую Отечественную Ватутин встретил в должности первого заместителя начальника генштаба Жукова и в первые же дни войны практически руководил работой штаба, пока Жуков на Юго-Западном фронте решал дела от имени ставки Главного Командования. Спустя неделю Ватутина перебросили в Псков, где он, будучи начштаба Северо-Западного фронта, приложил все силы, чтобы не дать врагам прорвать фронт на всем участке от Москвы до Ленинграда. Приходилось разрываться между флангами, одновременно пытаясь нанести чувствительные удары противнику.
В условиях постоянного отступления Красной армии Сталин начал реорганизацию Генштаба. Ватутина вызвали в Москву и назначили на должность замначальника Генштаба по Дальнему Востоку. Но реформирование не дало результатов, и уже месяц спустя Ватутину были поручены совершенно другие задачи.
Черноземье и Сталинград
Когда 14 июля 1942 года решением Ставки был создан новый Воронежский фронт, Ватутин вызвался стать его командующим и получил назначение после рекомендации генерала Василевского. Немцы не восприняли Ватутина всерьез, думая, что штабной генерал не способен вести результативные боевые действия крупных масштабов. Но, как показал дальнейший ход войны, не стоит недооценивать незнакомого противника. Ватутин мало того, что сумел сковать в районе Воронежа значительные силы гитлеровцев, но и, перемалывая немецкую группировку, заставил стягивать на его плацдарм войска, которые должны были перебрасываться к Сталинграду и Кавказу.
Но опытных офицеров катастрофически не хватало. В частности, из-за неслаженности действий и неопытности командиров была провалена попытка выбить немцев из Воронежа. И еще одна неудача: попытка взятия города Семилуки в обход Воронежа. Пришлось наступать на построенные собственными руками укрепления без серьезной артподготовки, и операция провалилась. До октября 1942 года война для Ватутина была чередой тактических побед и поражений. Его войска сумели занять Осетровский, а позже и Чижовский плацдарм, ставший важной вехой во время последующего советского наступления в январе 1943 года. И все же сняли с поста и перебросили на заново сформированный Юго-Западный фронт.
С переводом Ватутина была проведена операция «Уран» – так называлась Сталинградская операция, во время которой была взята в окружение группировка Паулюса. Декабрь 1942 года принес успех в противостоянии с генерал-фельдмаршалом фон Манштейном, пытавшимся разорвать кольцо окружения и вывести армию Паулюса. Позже, в начале 1943 года, войска Ватутина в ходе Среднедонской наступательной операции уже угрожали уничтожением всей группировке немцев на Кавказе. Благодаря Сталинградскому разгрому Ватутин стал одним из первых кавалеров ордена Суворова I степени.
Вперед, на запад!
В конце марта Ватутину снова вверили отступивший на 100, а на отдельных участках и на все 150 километров, изрядно потрепанный в боях Воронежский фронт. Всю весну Жуков с Ватутиным готовили войска к летней кампании, усиливали оборону, разрабатывали многоуровневые планы контрнаступления. И когда 5 июля 1943 года немцы начали наступательную операцию «Цитадель», Ватутин практически сорвал ее серьезной упредительной артподготовкой. Тогда началась Курская битва, результатом которой стал полный переход стратегической инициативы на сторону Красной армии.
20 октября 1943 года приказом Ставки Воронежский фронт переименовали в 1-й Украинский. 1 ноября началась Киевская наступательная операция, и утром 6 ноября Киев был освобожден.
На март была назначена Проскуровско-Черновицкая операция, в ходе которой планировался полный разгром немецкой группы армий «Юг». Ватутин инспектировал ход подготовки к ней. Выехавший в расположение 60-й армии кортеж, по какой-то причине не усиленный хотя бы автоматчиками, на въезде в одно из сел обстреляли бандиты из УПА. Ватутин был ранен в бедро, помощь ему оказали не сразу, да и, как оказалось позже, не ту, что нужно. Квалифицированную обработку раны провели через долгих пять часов, и тогда же отправили самолетом в Киевский военный госпиталь, откуда Николаю Федоровичу уже не суждено было выйти. 15 апреля 1944 года он умер от остановки сердца на фоне заражения крови.
Похороны прошли в Мариинском парке Киева. Позже на месте его упокоения был установлен памятник с благодарственной надписью: «Герою Советского Союза генералу Ватутину от украинского народа».
В оккупации было лучше?
Но короткой оказалась память украинцев. После известных событий 2014 года дочь Ватутина неоднократно обращалась к украинским властям с просьбой выдать ей прах отца с тем, чтобы перенести его на Мытищинский мемориал. И хоть киевский мэр заверял ее, что могила Ватутина останется в неприкосновенности, но с тех пор неизвестные уже несколько раз то вешали на памятник табличку «Палач, уничтоженный украинскими националистами», то обливали памятник краской.
В 2016 году Киевским советом по переименованиям был поднят вопрос о смене названия «проспект Ватутина» на «проспект Шухевича». Но если с переименованием Московского проспекта в проспект Степана Бандеры номер еще прошел, то с Ватутиным комиссия завязла. Как бы ни старались украинские историки, Ватутин был и останется освободителем Киева от нацистов, а Шухевич – нелюдем, инициатором этнических чисток и убийцей. В первую очередь этого не забудут Польша, Израиль и международные еврейские организации. Запрос о переименовании был отклонен, но через несколько месяцев всплыл вновь.
Так что война с нацизмом для генерала Ватутина не закончилась и по сей день. Только теперь с ним, мертвым, воюют потомки тех, за кого советские солдаты положили свои жизни, освобождая Киев.