Какой ценой Сталин превратил Москву в порт пяти морей
30 января 2018, 09:00
3190
поделиться с друзьями
поделиться с друзьями
Живому символу сталинской эпохи великих свершений за счет рабского труда недавно исполнилось 80 лет
Все слышали утверждение о том, что Москва - порт пяти морей, хотя ближайший морской курорт находится от столицы в 1300 км, это город Ейск на Азовском море. Считается, что в народ фраза про «пять морей» ушла с подачи Сталина и впервые прозвучала на открытии знаменитого канала Москва-Волга. Что же стояло за этой столь красивой метафорой?
Царский план
Канал Москва-Волга, известный сегодня как канал имени Москвы, стартует на месте современного города Дубна. Вода, так необходимая жителям постоянно растущей столицы, пробегает больше 100 километров. Для того чтобы она текла из крана в нашей кухне, в 30-х годах пришлось вынуть 150 млн тонн грунта и уложить 3 000 млн кубических метров бетона. И почти все это делалось вручную.
Впервые замысел соединить две реки возник при царе Алексее Михайловиче, а воплощать его в жизнь собрались только при Петре I. Царь-реформатор хотел удешевить доставку грузов из Европы, но проект оказался слишком дорогим. Водную трассу прорыли лишь при Николае I в 1850 году. И через десятилетие этот путь лишился смысла из-за запуска железной дороги Москва-Санкт-Петербург, удешевившей перевозку.
Третий план соединения двух рек, возникший в начале прошлого века, нарушила Октябрьская революция, сделавшая проблему водоснабжения столицы еще более острой.
Решение о возобновлении строительства канала Москва-Волга было принято в 1931 году. Через год под личным руководством наркома НКВД Ягоды закипела работа.
Рабы XXвека
Для обеспечения строительства рабочей силой власти организовали в Дмитрове особый лагерь для заключенных. Объем земляных работ был огромным - необходимо было выкопать более чем 200 млн кубических метров. Каторжное рытье велось круглосуточно при помощи простейших подручных средств. Это были тачки и лопаты.
Измученные тяжелым, похожим на древнеегипетский, трудом люди вывозили землю за кромку канала и выбрасывали наверх. Применялись и простейшие средства механизации в виде конской тяги. Из-за грунтовых вод заключенные Дмитлага работали, утопая по колено в жидкой и холодной грязи.
Выматывающий труд выдерживали не все. Энтузиасты истории канала до сих пор находят неопознанные захоронения по берегам реки. Общие ямы со сваленными в них телами выдают лишь небольшие холмы. Люди работали за еду, распределявшуюся следующим образом: выполнившие норму получали полную пайку; перевыполнившим доставалась “добавка”, ну, а если заболел и недовыполнил план – получишь еды меньше нормы. Называли этих несчастных “каналармейцами”.
С расширением лагеря, на северо-западе сегодняшней Москвы, в районах Строгино и Хорошево выросли десятки бараков. На пике строительства на канале работало 200 000 заключенных. Почти каждый пятый до окончания строительства не дожил.
Количество зэков стало настолько огромным что в начале 1934 года пришлось издать постановление об увольнении всех отбывших срок в собственной одежде. У кого ее нет - “удовлетворять безвозмездно из числа вещей бесхозного имущества”. Предписывалось отбирать даже кожаные сапоги, а ударников труда премировали поношенными кожаными ботинками. Остальным полагались лапти.
Дату открытия грандиозного водного пути приурочили к Первомайскому празднику. К этому дню было готово все вплоть до архитектурных украшений. Место для установки гигантских скульптур советских вождей нарком НКВД Генрих Ягода выбирал лично. Их строили на века, и некоторые из них действительно впечатляют туристов до сих пор.
Лишь жизнь памятника самому Сталину оказалась коротка. После XXII съезда партии его демонтировали. Статую с трудом свалили тракторами и взорвали. Остатки монумента были сброшены на дно канала.
На Первомайский праздник 1937 года из Нижнего Новгорода вышла флотилия судов под «скромными» названиями «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин» и «Клим Ворошилов». Теплоходы взяли курс на Москву и на следующий день завершили первое путешествие по каналу у стен Кремля. Так началась эксплуатация знаменитой и очень важной для нас водной артерии, питающей водой краны столицы.
В следующем году внимание жителей СССР приковала кинолента "Волга-Волга”. Скопированный с голливудских аналогов фильм прославлял победы молодой Страны Советов. Действие комедии с обязательными песнями и плясками разворачивалось на пароходе, плывущем по недавно запущенному каналу.
На пути у врага
С началом войны канал Москва-Волга приобрел судьбоносное значение. Именно с его помощью Гитлер планировал затопить столицу, и именно эта водная артерия помогла остановить наступление немецких войск на северных рубежах Москвы.
По слухам, идею предложил главный инженер канала Александр Румянцев. Во второй половине ноября 1941 года армии вермахта двигались со стороны Дмитрова, пытаясь войти в Москву с севера. Замысел состоял в том, чтобы сбросить часть воды через Иваньковскую ГЭС. Вода перестанет поддерживать лед, и немецкая техника провалится в воду. Так и поступили.
Долины же рек Сестры и Яхромы были затоплены. На большой территории Московской области вместо жилых домов возникло искусственное море, которое немецкие танки преодолеть не смогли. Уже в декабре 1941 года приступили к восстановлению Иваньковской ГЭС, а через месяц станция дала так необходимую в годы испытаний электроэнергию.
Раскинулось море широко
Вместе с каналом возникло у Москвы и собственное море. Так стали называть Иваньковское водохранилище. После войны высшие слои советского общества избрали его окрестности в качестве места отдыха. Оно сохранило свой статус “подмосковной Швейцарии” и до наших дней.
Теперь мало кто вспомнит, проносясь на водных лыжах или дорогом катере, что в истоках полезной и нужной водной артерии лежат горы человеческих трупов.