Галина Плющева: «Чтобы иметь накопления, а не жить в кредит, нужно быть образованным в сфере финансов»
Более трети россиян считают свой уровень финансовой грамотности недостаточно высоким и хотели бы его улучшить. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией «СберСтрахование». Как показало исследование, итоги которого были опубликованы в сентябре этого года, в своих знаниях в сфере финансов уверены 55% россиян, а 34% хотели бы их углубить, узнав больше о таких инструментах, как кредитование, пенсионная система и инвестирование. В сегодняшних условиях финансовая грамотность, способность сформировать финансовую подушку безопасности за счет умелого ведения личного бюджета, взвешенного инвестирования и понимания работы валютного рынка особенно актуальны, уверена кандидат экономических наук, эксперт в области международных финансов Галина Плющева. Много лет Галина работала руководителем в финансовой компании «Альпари», действовавшей в России как учебный центр, а позже защитила диссертацию, в которой предложила модель единой валюты для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Мы поговорили с Галиной Плющевой о том, из каких источников черпать информацию, как финансовая грамотность помогает в жизни и бизнесе и от чего зависит международный валютный рынок в современном мире.
– Галина, вы эксперт в области финансов, в прошлом работали на руководящих должностях в «Альпари» - ведущей компании, которая ранее занималась консультированием клиентов по форекс-трейдингу в России, и вела просветительскую деятельность среди тех, кто интересуется валютными рынками и инвестированием. Что вы думаете о статистике, согласно которой многим россиянам недостает финансовой грамотности?
– Действительно, я достаточно долго проработала в «Альпари» – компании, которая помогала трейдерам и инвесторам понимать особенности работы валютного рынка Форекс. Мне всегда казалось очень важным, чтобы люди брали на себя персональную ответственность за личные финансы и никому не доверяли так, как себе. Человек должен быть образован в сфере финансов и инвестирования хотя бы для того, чтобы лучше жить и не попасться в руки мошенникам. А ведь сегодня многие даже не представляют, что такое криптовалюты. Чтобы повысить финансовую грамотность населения, мы ежемесячно (регулярно) проводили круглые столы, открытые семинары, встречи с экспертами, вход на которые был свободным.
– Какую задачу вы ставили перед собой, устраивая эти многочисленные мероприятия для всех желающих?
– Мы старались создать что-то типа клуба трейдеров, чтобы люди могли обмениваться идеями, вместе анализировать рынок, обсуждать различные стратегии. Это была масштабная кампания, которая помогала людям понять особенность работы валютного рынка и стимулировала к накоплению денег, а не жизни в кредит, как, к сожалению, во многом происходит сегодня. Сейчас ЦБ запретил подобную деятельность, но альтернативы практически нет. Очень распространены стало обучение онлайн, но это удобно и понятно далеко не всем. Важно, чтобы появлялось больше образовательных платформ и центров, где бы люди безопасным образом продолжили реализовывать свои аналитические интересы.
– Какие советы вы могли бы дать тем, кто стремится к финансовой грамотности в отсутствие учебных центров, каким была в России ваша компания?
– Учиться, пользуясь доступными ресурсами: сейчас в интернете легко найти финансовую отчетность компаний, параметры торговых балансов государств, графики цен на ресурсы. Я, например, часто пользуюсь сайтом Росстата, чтобы знать статистику по РФ, и сайтом Federal Reserve Economic Data, где публикуется международная статистика. Новости удобно узнавать на сайте РБК и сайте Радио Business FM, статьи читать на сайте ЦБ РФ. Телеграм-канал «Криптология» интересно и понятно пишет о криптовалюте. Но прежде всего я рекомендую осваивать теоретическую базу финансов и экономики. Тогда вам будет проще и интереснее анализировать все то, что происходит, ведь вы сможете быстрее понять и спрогнозировать варианты развития событий. Все новые процессы станут легче для понимания, а значит, вы всегда будете на шаг впереди.
– Знаю, что вы покинули финансовую компанию ради науки – написания кандидатской диссертации в МГИМО. Ваша работа посвящена предмету, о котором сегодня много говорят и пишут, – единой валюте. Почему вам показалось важным внести свой вклад в исследование этой актуальной темы?
– Так как я работала в финансовой компании, то постоянно встречала частных инвесторов, которые мечтали понять процесс формирования курса, пробовали разные прогнозы и алгоритмы. Я решила подойти к этому с точки зрения науки и начала писать диссертацию на тему «Особенности формирования валютных курсов на примере валют России, Белоруссии и Казахстана». Ключевым теоретическим вопросам формирования курсов национальных валют в рыночных условиях, а также условиях с преимущественно государственным участием в экономике посвящены труды многих исследователей. Как правило, их работы лишь частично описывают факторы, которые могут оказывать влияние на формирование валютного курса, а основное внимание обращено на финансово-экономические аспекты курсообразования валют. Мне же хотелось сделать такую модель, которая будет учитывать политические, социальные и технологические аспекты, влияющие на валютный курс, а также будет отражать сегодняшний тренд на цифровизацию, экологичность и использование криптовалют, ведь часть стран и крупных корпораций уже ведут расчеты в криптовалюте. Кроме того, в своей работе я предложила модель единой валюты, которую можно применять для ЕАЭС или использовать как единую мировую валюту.
– То есть ваша модель единой валюты достаточно универсальна, чтобы ее можно было адаптировать для создания единой мировой валюты?
– Да, моя модель единой валюты актуальна для любых региональных объединений или может быть преобразована в единую мировую валюту. Она учитывает стоимость цен ресурсов на рынках электроэнергии, нефти, газа, то есть рынок ресурсов, а также цены основных криптовалют, биткоина и эфириума, то есть рынок цифровых денег. Я писала диссертацию девять лет и не могла найти индикаторы, которые могут отражать современные тенденции, учитывать новости рынков. За это время стали актуальны криптовалюты. Также стало очевидно, что мир может добывать электроэнергию путем преобразования энергии ветра и солнца, это тоже отражает цена единой валюты. Таким образом нашлись необходимые элементы.
– Вы посвятили вашей модели единой валюты множество публикаций в научной прессе и выступлений на конференциях. А насколько она применима в реальной жизни?
– Для ее реализации необходим пересмотр институциональных условий, поэтому страны должны предпринять значительные усилия в вопросах правового, экономического регулирования, информационного освещения и создания соответствующих институтов. Поэтому сейчас это скорее всего останется концепцией. С другой стороны, определенные подвижки уже есть: например, недавно в РФ были легализованы криптовалюты и майнинг. В любом случае, мое исследование в области формирования валютных курсов можно использовать в бизнесе, чтобы анализировать стоимость валют и снизить риски от международной торговли.
– Знаю, что у вас был собственный бизнес, в котором вы успешно реализовывали свой талант в финансах, благодаря чему стали членом глобальной организации The International Association of Business and Finance, объединяющей ведущих экспертов в области предпринимательства и финансов из разных стран. Знания в области валютных рынков помогали вам в бизнесе?
– Вы правы, у меня был бизнес по добыче, розничной и оптовой продаже меда, алтайских трав и натуральных свечей, в него было вложено много любви, знаний, денег. Мы старались все делать по самым высоким стандартам, у нас были проекты с лучшими сетями магазинов. Сегодня это дело закрыто, но я уверена, что все подходы к управлению и знания, которыми ты обладаешь, можно применять в разных сферах. Управленческий опыт, полученный в «Альпари», а также умение анализировать финансы очень помогли мне в управлении собственной компанией. У меня была цель вывести продукты на международный уровень и торговать с зарубежными партнерами. В будущем я хочу продолжить заниматься собственным бизнесом, и лучше международным, ведь считать риски и прогнозировать курсы я умею. И конечно же, я продолжу занятия наукой, которой я посвятила много лет. Кто знает, может, когда-то регуляторы стран обратятся к ученым за помощью в построении идеи единой мировой валюты, и мне будет что им предложить.
Анна Попова