Екатерина Фролова: «Важность непрерывного обучения в сфере маркетинга неоспорима»

Екатерина Фролова: «Важность непрерывного обучения в сфере маркетинга неоспорима»
Руководитель отдела инфлюенс-маркетинга — о том, как сменить сферу деятельности и добиться нужных результатов.

В России повсеместно наблюдается кадровый голод. По статистике портала «Суперджоб», примерно 85% компаний ощущают нехватку персонала. В последние годы с развитием соцсетей особой популярностью пользуется профессия маркетолога — человека, который занимается продвижением товаров и услуг. По данным госкорпорации «Ростех», в России не хватает около 5 000 специалистов в этой сфере. При этом многие хотели бы сменить профессию, но не могут решиться — поздно, нужно переучиваться, да и нынешняя работа никак с маркетингом не связана. Руководитель отдела инфлюенс-маркетинга в ведущей международной технологической компании Екатерина Фролова когда-то круто сменила сферу деятельности и пришла в профессию из балета. Рискнув, она смогла получить руководящую должность, поработать в крупных международных компаниях и стать лидером в сфере -маркетинга в странах СНГ. Екатерина рассказала, как ей удалось добиться карьерных высот, что нужно делать новичкам и почему сменила специальность.

— Екатерина, вы сделали то, на что многие бояться пойти, несмотря на желание — круто сменили карьеру. Почему вы решили уйти из балета? И почему именно в маркетинг? Это ведь совершенно другая сфера.

— Уход из балета был сложным, но осознанным решением. Балет научил меня дисциплине и упорству, но со временем я поняла, что хочу двигаться в направлении, где можно проявить себя с другой стороны — в творчестве, которое сочетает стратегическое мышление и коммуникации. Маркетинг показался мне сферой, где я могла использовать свои навыки, приобретенные на сцене, но применить их к более широким профессиональным задачам. Эта сфера привлекла меня своей креативностью и возможностью влиять на развитие брендов и компаний. Маркетинг сочетает в себе анализ, стратегию и творчество, что идеально подходит для моего характера. Я увидела, что через маркетинг можно создать реальное взаимодействие между брендом и аудиторией, что делает эту работу по-настоящему значимой и интересной.

— В вашем послужном списке такие крупные компании, как КРОК и TikTok. Что нужно специалисту, чтобы начать работать в таких фирмах-гигантах?

— Чтобы попасть в такие компании, необходимы сильные профессиональные навыки, готовность брать на себя ответственность за большие проекты и, главное, умение быстро адаптироваться к изменениям. Специалисту важно быть в курсе новейших тенденций, понимать рынок и уметь выстраивать эффективные стратегии взаимодействия с аудиторией. Также критично важны навыки работы в команде и способность интегрироваться в кросс-функциональные проекты. Знание английского языка и умение общаться с коллегами из разных стран и регионов, зачастую с разным менталитетом, тоже играет немаловажную роль.

— В КРОК вы, например, повысили вовлеченность аудитории на 45% и привлекли 50 новых клиентов. Как считаете, помог ли вам в этом балет?

— Балет научил меня дисциплине и настойчивости — качествам, которые стали основой всех моих достижений в маркетинге. Мне нравится ставить себе высокие цели и решать амбициозные задачи. Балет, безусловно, помог мне достичь таких результатов, но без знаний и опыта, которые я обрела в Чикагском университете Лойолы, где как раз получила степень магистра в глобальных стратегических коммуникациях, их бы не было. Любой успех складывается из упорства и навыков.

— Какие сложности есть в работе маркетолога? Как их можно решать?

— Порой приходится сталкиваться с неопределенностью и отсутствием необходимых ресурсов. Бывают случаи, когда проекты требуют быстрого принятия решений в условиях ограниченного времени. В таких ситуациях нужна гибкость и нестандартное мышление, чтобы находить альтернативные пути решения проблем. Другая сложность — ожидания и интересы разных участников процесса. Разногласия и несогласованность внутри команды замедляют работу. Здесь важно иметь навыки переговоров и коммуникации. Если научиться управлять рисками и решать сложные ситуации, то можно добиться успехов в карьере.

— В TikTok вы запустили несколько проектов совместно с гос.структурами Казахстана. К примеру, проект #учителяКазахстана, который был реализован в партнерстве с Минобром Республики, признан лидером в образовательном сегменте платформы. Неужели за 15 секунд можно усвоить что-то новое?

— В формате коротких видео информация запоминается нативно: не нужно специально ничего зубрить или записывать. Это возможно благодаря сочетанию развлекательного и образовательного контента. Обучающие видео на таких платформах «заходят» аудитории легче и проще. Информация оседает незаметно.Безусловно, в коротких роликах тоже есть место для новых знаний.

В этом году вы получили должность руководителя отдела инфлюенс-маркетинга, стратегически важном отделе для компании. В чем заключается ваша работа в этом относительно новом направлении?

— Моя работа связана с разработкой и внедрением новых стратегий, которые помогли платформе укрепить свои позиции на ключевых рынках. Это и развитие монетизации, и работа с лидерами мнений, и развитие прямых трансляций на платформе. В любой должности важно стараться найти способы сделать что-то лучше, эффективнее и полезнее для пользователей, коллег или бизнеса в целом.

— А чем influencer marketing отличается от обычного маркетинга? Какие особенности у этого направления?

— Фокус — на работе с лидерами мнений, инфлюенсерами — людьми, которым уже доверяет их аудитория. В отличие от традиционного маркетинга, где бренды напрямую взаимодействуют с аудиторией через рекламу, здесь основная задача — правильно выбрать инфлюенсера, чье мнение имеет вес и чей стиль соответствует бренду. Особенности этого направления включают необходимость построения доверительных отношений с инфлюенсерами, индивидуальный подход к каждой кампании и гибкость, так как тренды и интересы аудитории могут меняться очень быстро. Также важно постоянно следить за результатами и корректировать стратегию на основе откликов и вовлеченности аудитории.

— Как человек, который специализируется на нескольких видах маркетинга — интернет, инфлюенс и видео, — скажите, какие три навыка обязательно должны быть у маркетолога?

— Во-первых, важно аналитическое мышление — умение работать с данными, оценивать результаты кампаний и делать на основе этого выводы. Во-вторых, креативность, ведь без нестандартных решений сложно выделиться на рынке. И, наконец, коммуникационные навыки, поскольку взаимодействие с командой, клиентами и аудиторией требует ясности, открытости и гибкости.

Вы обучили маркетингу как минимум 500 человек. Какой совет можете дать всем, кто начинает карьеру в этой сфере?

— Не бойтесь пробовать новое и учиться на практике. В маркетинге все быстро меняется, поэтому нужно быть готовым к постоянному обучению. Пробуйте себя в разных ролях, участвуйте в разнообразных проектах, чтобы получить широкий опыт и лучше понять, в чем ваши сильные стороны. Также важно постоянно учиться — не только через курсы, но и через анализ успешных кампаний и изучение новых тенденций. Важность непрерывного обучения в сфере инфлюенс-маркетинга неоспорима. И, конечно, много общайтесь, заводите знакомства — чем больше у вас контактов и опыта, тем быстрее вы сможете расти, как профессионал.

Анна Попова