Мечта о сладкой жизни за океаном первого советского авиатеррориста осуществилась – и свела его с ума
В 70-е было только два способа выехать за пределы СССР – туристический и криминальный. При наличии двух судимостей первый вариант отпадал, оставался только противозаконный. Его и выбрал Пранас Корейво, подпольный теневой делец, фамилия которого отличалась от фамилии легендарного книжного жулика из «Золотого теленка» всего одной буквой. Он стал первым, кто успешно угнал самолет из “империи добра”.
Низкий старт
Пранас Бразинскас родился в Литве в 1924 году. Во время оккупации служил в немецких строительных частях. Он собирал понтонные мосты, отправляя часть небольшого жалованья на помощь литовским националистическим бандам. Но по злой иронии судьбы, вместо местного советского руководителя, “лесные братья” застрелили отца самого Пранаса.
После войны Бразинскас поступил на должность завскладом в местном кооперативе и начал реализовывать свой предпринимательский талант. Получив год исправительных работ за воровство, он вернулся на прежнюю должность и принялся за старое. Отсидев еще год, Пранас принял фамилию жены и стал Пранасом Корейво, скрывшись так же, как и легендарный герой Ильфа и Петрова, подпольный миллионер Корейко, в Средней Азии. При помощи местного жителя он наладил подпольную продажу литовских товаров и сколотил неплохой по советским меркам капитал.
Здесь их пути с книжным подпольным миллионером расходятся. Вымышленного Александра Ивановича удовлетворял сам факт наличия денег. А реальный Бразинскас приобрел оружие и стал готовиться к угону самолета.
Зверь в офицерской форме
15 октября 1970 года самолет Ан-24 вылетел по короткому маршруту “Батуми-Сухуми”. На борту был одетый в форму советского офицера Бразинскас вместе со своим 15-летним сыном Альгирдасом. Вскоре после взлёта литовец передал стюардессе записку под названием “Приказ №9”. В ней угонщик от имени некоего "генерала Крылова" требовал изменить маршрут и лететь в сторону Турции.
Стюардесса Надежда Курченко взяла записку и направилась в кабину экипажа. Почувствовав неладное, Пранас пошёл вслед за девушкой и застрелил ее. Через месяц у Надежды должна была состояться свадьба. По слухам, у экипажа был пистолет, а среди пассажиров случайно был вооруженный советский офицер, но помочь Надежде никто не успел. Позже девушку посмертно наградили орденом Красной Звезды.
15 окт. 1970 #подвиг стюардессы Нади Курченко. Погибла, пытаясь помешать угону самолета террористами Бразинскасами pic.twitter.com/txizEX6DKU
— Глава управы Нагорного района города Москвы (@nagorny15) 15 октября 2015 г.
Преступник ворвался в кабину самолета и открыл стрельбу. Трое пилотов были ранены, а третий взял в руки штурвал и подчинился требованиям террориста.
Посадка в тюрьму
Рейсовый советский самолет пересёк воздушное пространство Турции, летчик запустил сигнальные ракеты, и турки освободили взлетную полосу. Это был аэродром турецкой военной базы Трабзон. Военнослужащие вошли в самолет, приказав бандитам сдаться. По слухам, в тот день в СССР Генеральный штаб обсуждал вопрос о том, чтобы направить в Трабзон военный Ан-12 для захвата преступников, но вторгнуться в страну НАТО никто не решился.
Несмотря на все громкие заявления Бразинскаса о борьбе за свободу Литвы, турецкие полицейские заключили террориста в тюрьму. Пранас Бразинскас был обвинен в убийстве, угоне самолета, захвате заложников и нелегальном проникновении в страну.
На суде воздушный террорист продолжил прежнюю линию защиты, представляясь диссидентом-антисоветчиком и безжалостно перевирая факты своей жизни. Говорил о том, что якобы жену отправили в ГУЛАГ, и, спасаясь от КГБ, он был вынужден бежать в Среднюю Азию.
Как уверял преступник, в смерти Надежды Курченко он также не был виноват. Стюардессу, с его слов, застрелил сотрудник всемогущего КГБ.
“Борца за независимость Литвы” ожидало пожизненное заключение, но к делу подключились правозащитные организации со всего мира. Итогом их деятельности стал достаточно мягкий судебный приговор. Бразинскас был осужден на восемь лет. Его сын Альгирдас получил два года заключения.
Отбыв в местах заключения всего лишь половину срока, оба попали под амнистию и были отправлены жить в лагерь для беженцев. Два года отец и сын провели в безуспешных попытках получить американское гражданство. Однажды Бразинскас-старший в здании американского посольства даже имитировал вскрытие вен, и, как ни странно, это помогло.
Мечты сбываются
По указанию спецслужб США авиаугонщикам выдали визы в Венесуэлу, откуда литовцы попали в Канаду, а затем и в страну своей мечты. По слухам, первыми словами Пранаса на американской территории были: “Вот он — рай для антикоммунистов!”
Отец и сын поселились в солнечной Калифорнии, а прочно закрепиться на ней Бразинскасам помогла литовская диаспора США. Пранас вместе с сыном работали малярами. Позже он открыл оружейный магазин. Альгирдас выучил язык, поступил на работу в страховую компанию и женился на американке латвийского происхождения, удачно встроившись в американское общество. Его отцу это не удалось
Преступление и наказание
Воздушный террорист и убийца Пранас Бразинскас был разочарован. Страна, о которой он так давно грезил, из СССР виделась лучше, чем оказалась на самом деле. Побег с Родины душевного покоя не принес. У пожилого человека стали появляться симптомы нервного перенапряжения - в соседях он “узнавал” вездесущих агентов страшного КГБ, а прохожие казались подосланными наемными убийцами. Полубезумный старик, у которого развивалась мания преследования, заставил сына сменить имя и фамилию и сменил их сам. Бразинскасы стали Фрэнком и Альбертом Уайтами.
Последний раз мир услышал о криминальной семье в 2002 году. По старой привычке Пранас взялся за оружие, направив смертоносное дуло на своего сына. Альгирдас, защищая жизнь, выбил оружие из его рук и убил отца гантелей. Американский суд приговорил литовца к 20 годам тюрьмы. Скоро тюремный срок первого советского авиатеррориста должен подойти к концу, и он выйдет на свободу.