В Московской области снова разыгралась кровавая семейная драма
11 декабря житель Серпухова Дмитрий ГРАЧЕВ в порыве ревности отрезал жене, матери двоих своих маленьких сыновей, кисти обеих рук. Преступление дичайшее, но можно сказать, что Рите «повезло»: она осталась жива. 5 января в Солнечногорске еще один Отелло - 38-летний Сергей ГУСЯТНИКОВ - искромсал ножом тело 28-летней супруги Елены ВЕРБЫ. В обоих случаях полицию заранее предупреждали об агрессивном поведении этих, с позволения сказать, мужчин, но стражи порядка не отреагировали.
Шли зимние каникулы, но привыкший к режиму первоклашка Ромка (имя ребенка изменено) проснулся рано, как в школу. Отца дома не было. Мальчик заглянул в комнату к маме и остолбенел: вся кровать была залита кровью. «Мамочка, проснись», - тормошил он женщину. Потом Рома скажет, что мама даже ненадолго открыла глаза. Перепуганный ребенок набрал телефон отца, Сергея Гусятникова, сказал, что мама сильно порезалась, - тот пообещал приехать. Явился через час. Вызвал полицию, скорую. Его допросили - он заявил, что не ночевал дома. Зареванный Ромка сделал круглые глаза: они же с ним в одной комнате спали.
Вспоминая события, предшествующие трагедии, мама Елены - Анна Верба говорит, что до недавнего времени в семье ее дочери все было вроде бы нормально. Лена и Сергей купили в ипотеку квартиру под Солнечногорском («Ключи от счастья», - подписала Елена снимок, на котором сжимает заветный брелочек) и даже собирались вместе усыновить ребенка. А вот летом в отношениях что-то сломалось. Анна вспоминает, как в июне отмечали с родней на даче возвращение из армии крестника Лены. Сергею показалось, что та слишком внимательна к 20-летнему парню. Принялся цепляться к нему, оскорблял жену. Еле угомонили.
Лена же задумалась о разводе. Но решила не рубить с плеча. В автосалоне, где работала менеджером, договорилась об отпуске и улетела с сыном на неделю в Турцию. По их возвращении отец отправил Ромку на дачу к бабушке, своей матери, в Тверскую область. Когда Елена приехала проведать сына, муж предложил ей сходить за грибами - заодно и поговорить. Зачем-то надел спортивный костюм покойного отца Лены.
Они долго ехали на машине. А в лесу началось... Заведя супругу подальше от дороги, Сергей повалил ее, приставил к ребрам нож, прошипел, что зарежет. Перепуганной Лене чудом удалось вырваться. Муж саданул ее по ноге.
Из травмопункта, куда обратилась женщина, информация о резаной ране поступила в полицию. Стали разбираться, но Гусятникова, оказалось, прищучить нельзя: «спецсубъект». Бывший сотрудник Госнаркоконтроля (ФСКН) после упразднения ведомства работал в Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК) МВД России в звании капитана полиции.
Правоохранители принялись отговаривать Лену: мужику скоро из органов на пенсию увольняться - зачем ему жизнь портить. Предложили заявление забрать. Она отказалась.
Правда, после инцидента в лесу Гусятникова как подменили. Он извинился перед женой и тещей, уверял, что хотел лишь припугнуть Лену, чтобы не бросала его. Потом начал мудрить: заявил, что даст развод, если жена купит ему машину. Та, взяв кредит, осчастливила благоверного новой тачкой. Но тот и не думал убираться.
Что произошло между супругами вечером 4 января, трудно даже представить. Соседи говорят: ночью слышали крики. Гусятников сознался в том, что натворил, но не сильно печалился и даже попросил оставить его под домашним арестом.
Одежду сжег, телефон утопил
После случившегося Романа по указанию отца отправили к его родителям.
- Я пыталась Роме позвонить, но мать Сергея выхватила трубку и заявила, что из-за того, что я такую дочь вырастила, страдает ее сын. Поэтому внука я больше не увижу. Телефон Ромы теперь постоянно отключен, - расстраивается мама Елены Анна Евгеньевна.
Работники органов опеки записали видео, на котором мальчик говорит, что хочет к бабушке Ане. Та готова оформить над ним опеку, однако все документы лежат в квартире дочери, ключ от которой следователь отдал родственникам Сергея. Не получается пробиться к Ромке и психологу, хотя мальчишке нужна помощь.
- Мы сейчас восстанавливаем документы мальчика, - рассказал адвокат Анны Вербы Антон Матюшенко. - Ведение дела осложняется тем, что следствие, как ни странно, явно на стороне Сергея Гусятникова. Его действия пытаются объяснить влиянием аффекта - в таком случае наказание будет мягче. Но о каком аффекте может идти речь, если после расправы он вынес на улицу и сжег одежду жены, потом выбросил в реку ее телефон, туда же зашвырнул нож. Следователь вообще не видит особой жестокости в совершенном им преступлении, говорит, может, Гусятников уже в мертвое тело ножом тыкал. И то, что сына он оставил одного с истекающей кровью матерью, тоже не считает отягчающими обстоятельствами.
Во время расследования звучали даже такие слова: довела, мол, мужика баба. Некоторые из знакомых рассказали, что трижды в неделю Лена подрабатывала мастером шугаринга - делала эпиляцию с помощью густой сахарной пасты. На странице в соцсети, где клиенты записывались на процедуру, Елена выложила объявление, что с ноября шугаринг стал доступен и для мужчин. Не исключено, именно по этой причине взбеленился Сергей. Но никто не верит, что у Лены был роман на стороне.
- Многие не прочь были за ней поухаживать, но она отшучивалась: только после развода, - рассказывают о ней коллеги.
А вот сам Гусятников, похоже, не прочь был закрутить на стороне. Ромка сдал папашу, рассказав, как за пару месяцев до смерти мамы они ходили на встречу с какой-то тетей, с которой тот переписывался. Мальчик узнал ее по фото в вотсапе.
Ты меня уважаешь?
Летом 2017-го после того, как муж первый раз набросился на нее с ножом, Лена Верба выложила пост:
- Я уважаю мужчин. Они делают жизнь интереснее, они подают руку, открывают дверь, покупают шоколад и платья.
Они пойдут на войну, если будет война. Они смелые.
Я уважаю мужчин. Они говорят: «не вопрос», «нет проблем» - и проблем, правда, нет...
Я уважаю мужчин. Они терпят наши капризы и говорят друзьям: «У нее непростой характер, но она такая красивая!..».
Они прощают нам все, хотя мы, заметьте, вообще ничего им не прощаем... Они сильные.
Я уважаю мужчин. Но только мужчин, а не лиц мужского пола.
Как наказать супруга-маньяка
Когда стало известно о произошедшем в Зеленограде, позвонил Дмитрий Зацаринский - адвокат Грачева - того самого отморозка из Серпухова, искалечившего собственную жену:
- Поймите правильно: я не оправдываю Дмитрия. Его защита - это моя работа. Не я - ее бы сделал другой адвокат. Скажу о том, почему полиция не реагирует на жалобы женщин, которым угрожает муж. Участковый, которому поступают заявления о подобных преступлениях, обязан в течение 3 - 10 дней провести проверку и вынести либо постановление об отказе в возбуждении дела, либо передать материалы дознавателю или следователю. Но он понимает: доказать факт угроз жизни и здоровью трудно - люди обычно бранятся за закрытыми дверями. Сотрудники полиции сами порой уговаривают потерпевшего забрать заявление. Если бы была представлена аудио- или видеозапись семейных разборок, дать ход делу было бы проще.
Важно знать: полиция обязана принять любое заявление и провести проверку по изложенным в нем фактам. Если заявление у вас не берут, нужно обратиться в прокуратуру, к начальнику отдела полиции или вышестоящему руководству и требовать ответа о принятых по жалобе мерах.
ТОЛЬКО ФАКТ
- По данным МВД, более 60% от общего числа правонарушений составляют преступления на бытовой почве.
Побои в законе
В феврале прошлого года Госдума c подачи депутата Елены Мизулиной приняла закон о декриминализации домашнего насилия. Новый закон перевел побои, которые наносят близким родственникам, из разряда уголовных преступлений в административные. Тот, кто первый раз поднял руку на кого-то из членов семьи и не причинил вреда здоровью, отбывает срок от 10 до 15 суток, платит штраф от 5 до 30 тысяч рублей или отрабатывает 60 - 120 часов. Если он снова раздухарится, ему уже светит уголовная статья.
- Идея закона была такова: уменьшить количество обращений в правоохранительные органы по поводу сомнительных случаев и наговоров на супругов, - объясняет руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. - Но многие из женщин предпочитают молча сносить побои, понимая, что штраф за рукоприкладство благоверного придется заплатить из семейного бюджета. А если супруга заберут на 10 - 15 суток, по возвращении он еще больше обозлится. Поэтому стараются не раздражать агрессора.
К слову, после событий в Серпухове и Солнечногорске появилась информация об ужесточении наказания за насилие в семье - МВД и Минюст хотят исключить из Административного кодекса денежное наказание за побои и оставить только административный арест до 15 суток или до 120 часов обязательных работ.
- Я изначально был против инициативы о декриминализации побоев. Мы можем наблюдать, что после того, как побои фактически узаконили, пошел всплеск домашнего насилия. Именно осознание неотвратимости наказания многих и сдерживает, - считает глава московской коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов.
ПРИКИНЬ!
- Каждый год почти два миллиона детей в стране подвергаются насилию в семье, более 10 тысяч женщин погибают в бытовых конфликтах.