Тяжело было жить немцем в Советском Союзе, когда гитлеровцы маршировали по Европе. В годы репрессий Роберт Клейн неоднократно находился под подозрением в шпионаже, хотя о его дерзких вылазках во время Великой Отечественной войны ходили легенды.
Клейн-Крейс
Войну Роберт Александрович встретил в возрасте 28 лет в звании старшего лейтенанта. К тому моменту у молодого командира в подчинении была танковая рота. Во время сражения под городом Остер в сентябре 1941 года Роберта тяжело ранили, но ему повезло: местные жители нашли его, выходили и укрыли от гитлеровцев. Клейн оказался в тылу противника, и нужно было как-то выбираться. Весной через село, в котором скрывался Клейн, проезжал некий Крейс, немецкий автомеханик, добиравшийся к месту службы. Клейну удалось убить немца и под его личиной устроиться заведующим гаражом в Переяславе под Киевом, куда тот, собственно, и направлялся.
Прямо под носом немецкой администрации района Роберт создал подпольную группу. Русские работники гаража после тщательной подготовки сожгли мастерские, технику и уехали к партизанам на дюжине лучших машин.
Партизан
Сослуживцы рассказывали, что Клейну не сиделось на месте. Ежедневно со своей группой он устраивал диверсионные вылазки, пригоняя в отряд то перехваченные у врага грузовики с провиантом и обмундированием, то шикарные легковые авто, то добывая офицера с самой свежей оперативной информацией. Потери в группе Клейна всегда были минимальными, а иные операции вообще происходили без единого выстрела.
Инспектор
Как-то раз партизанам удалось остановить и захватить штабную колонну с полковником немецкого генштаба. У того оказался планшет с ближайшими стратегическими планами немцев и именной «вальтер», на котором красовалась дарственная надпись от Гейнца Гудериана. С тех пор Клейн появлялся в военных гарнизонах гитлеровцев на штабной машине полковника, в рамках «плановой инспекции» «проверял» вооружение, обеспечение, а уезжая, оставлял нехитрые подарочки: например, бомбы, взрывающиеся в стратегически важных точках и местах скопления военных. Неизвестно было, что взлетит на воздух после очередного отъезда «инспектора»: клуб, ресторан или кинотеатр, –но потери врага всегда были ощутимыми.
Ставленник Гитлера
В начале осени 1943 года партизанское соединение, в котором служил Клейн, получило приказ не допустить переправы немцев через Днепр на хорошо подготовленные оборонные позиции. В случае неудачи наши войска рисковали оказаться в незавидном положении: рубежи обороны гитлеровцев на правом берегу были прекрасно укреплены, и форсирование Днепра стало бы почти невыполнимой задачей для Красной армии. Но за дело взялся Роберт Клейн. Вторым номером в наметившейся авантюре стал Александр Тканко, профессиональный диверсант, который стрелял из всех видов оружия, виртуозно обращался с ножом, мог превратить в орудие убийства любое подручное средство. На его счету был, напрмиер, разрушенный немецкий аэродром, где его диверсионная группа уничтожила 2 истребителя и 14 бомбардировщиков, после чего без потерь ушла к партизанам.
Тканко одели в фельдфебельскую форму шофера шикарного полковничьего «Опель-адмирала», а Клейн нарядился в того самого «герра оберста» с гудериановским «вальтером». Переправа у села Григоровка была практически готова, и когда из машины вышел уполномоченный фюрера с приказом не переправляться, это вызвало у начальника переправы, мягко говоря, недоумение. Но авторитет высшего начальства заставил немцев вернуться на покинутый было плацдарм и снова обустраивать уже свернутые оборонные позиции. Клейн сообщил, что приказом фюрера на левый берег будут стянуты резервные войска, и именно с этого места начнется массовое наступление. Он вел себя непринужденно, даже панибратски – например, дал офицерам полюбоваться на наградное оружие. Но наступил момент, когда начальник переправы все же опомнился и затребовал документального подтверждения полномочий наглого полковника.
Казалось, уже ничто не может исправить ситуацию, и Александр Тканко уже был готов привести в исполнение запасной план, в котором переправу пришлось бы сорвать ценой собственных жизней. Но Клейн с криком «Именем фюрера!» выхватил пистолет и в упор расстрелял начальника переправы. Присутствовавшие при этом офицеры немедленно бросились выполнять приказы человека, облеченного неограниченной властью. За шесть часов деловитый полковник Клейн с беззаботно разгуливающим по расположению гитлеровских частей шофером Тканко успели перерезать провода, ведущие к немецкому минированию переправы, заложить свой заряд взрывчатки в нужном месте и сообщить по спрятанной в камышах рации о местах скопления вражеских войск. После всего этого «полковник» спокойно уехал, а наша авиация и артиллерия по координатам, присланным Клейном, разбомбила скученную на правобережье вражескую технику и хорошенько проредила живую силу противника на левом берегу. Переправа осталась неповрежденной, так что 57-я танковая бригада по ней форсировала Днепр и захватила Букринский плацдарм. А подошедшие танковые части немцев в попытке переправиться были взорваны заложенным «герр оберстом» Клейном и «фельдфебелем» Тканко зарядом.
* * *
За эту и еще несколько таких же дерзких операций оба разведчика получили звание Героев Советского Союза. О подвигах Роберта Александровича Клейна написано немало. Отвага и какой-то немыслимый авантюризм этого русского немца позволили уберечь от беды огромное количество человеческих жизней. Его выдающиеся военные заслуги отметили даже польские власти, через 20 лет после войны вручив высшие правительственные награды: золотой крест Грюнвальда и орден «Virtuti Militari».
Как Клейн воевал – так и работал после войны: на износ. Будучи начальником автотранспортного управления города Орел, был удостоен Ордена Трудового Красного знамени за трудовую доблесть. Умер Роберт Александрович в 1990 году. И никогда не переводятся живые цветы у его памятника.