В 1970 году двое студентов из Керчи решили, что жизнь в родной стране им не по душе, – и угнали аэротакси
Проблему связи Крымского полуострова с материком через Керченский пролив в разные годы пытались решить разными путями. В наши дни строят надежный мост. В прошлом веке использовалась паромная переправа и авиатакси. Через пролив сновали маленькие четырехместные самолёты производства социалистической Чехословакии. На одном из них и решили добраться до отнюдь не социалистического рая двое советских студентов.
Мечты о сладкой жизни
К осени 1970 года история захвата самолетов в СССР не изобиловала множеством страниц – всего четыре попытки террористического захвата. Все они были неудачными. Первый успешный и одновременно кровавый угон в 1970 году совершила семья Бразинскасов. И именно сообщение о том, что преступникам улыбнулась удача и приземление в капиталистической стране состоялось, подстегнуло к реализации своей мечты двух крымских студентов. Всего лишь через две недели они осуществили захват транспортного судна уже по собственному плану.
Студент Керченского филиала Севастопольского приборостроительного института Николай Гилев и его приятель, третьекурсник мединститута в Крыму Виталий Поздеев ничем особенным среди своих сверстников не выделялись. Объединяла их одна черта – навязчивая идея оказаться за границей СССР, что казалось юношам автоматическим решением всех жизненных проблем.
Осенью 1969-го Виталий пытался добрать до турецких берегов, пробравшись на круизное судно «Армения». Высадиться пришлось уже в Одессе по причине морской болезни. Через некоторое время студенты решили повторить попытку уже вдвоем, но намерение попасть в состав международной научной экспедиции сорвалось. Ящик для инструментов на туристическом теплоходе «Украина» послужил ненадежным укрытием, и незадачливых беглецов обнаружили матросы.
План дальнейших действий сложился сам собой. Через Керченский пролив на материк пассажиров в то время переправлял легкий двухмоторный самолет “Морава”. Сложнейших профессиональных навыков в пилотировании данного типа воздушных судов не требуется, и многие из них даже находятся в частном пользовании летчиков-любителей. Коля и Виталик начали усиленно штудировать авиационную литературу…
Полет в никуда
27 октября 1970 года молодые люди пришли на аэродром города Керчь и с удивлением обнаружили около самолета лишнего пассажира. Для перестраховки угонщики выкупили все четыре пассажирских билета, и ничто не должно было нарушить их планы. Оказалось, что перед самым взлетом, когда обнаружилось, что на регистрацию пришли только два человека, свободное место было продано некоему Юрию Дербеневу.
Как только самолет взлетел и взял курс на Краснодар, один из злоумышленников попытался взять управление на себя. Однако изучение авиационных книг не помогло, и лететь в Турцию все же пришлось заставить летчика Алексея Минченко. Третий пассажир, который, по слухам, был изрядно пьян, перечить преступникам не решился и был связан.
Говорят, что по прибытии на американскую военную базу в Турции он, от разочарования, что не попал в Краснодар, пнул вышедшего на полосу представителя администрации ногой по голове. Раздражение вызывало и то, что встречать гостей из СССР американские военные с авиабазы США в Трабзоне, том самом месте, где приземлилась пару недель ранее семья Бразинскасов, не спешили. Пассажиры вышли из самолета, и только через час вдалеке появился автомобиль с недоумевающим сотрудником аэродрома.
Жизнь в бараке
Дальнейшая жизнь оказалась комичной и одновременно грустной. После нескольких попыток расспросов о военных объектах Крыма (это единственное, что интересовало американцев), вразумительных ответов получено не было. Откуда парни могли знать какие-то подробности? Вскоре военные к ним потеряли интерес.
Студентов поместили в барак для беженцев в Стамбульском районе Левант. В ожидании визы в США беглецы почти год слонялись по городу. Однажды даже пытались бежать, за что были отправлены в карцер. Ожидаемого ажиотажа в западной прессе угон студентами двухмоторного самолета не вызвал.
Однако про ребят на родине не забыли. Однажды корреспондент ТАСС передал Николаю и Виталию проникновенные письма родственников с просьбой вернуться. Ответное письмо Николая Гилева, начинавшееся словами «только здесь я понял, как велика Россия» даже опубликовали в пропагандистских брошюрах. Такое же покаянное письмо отправил на родину и Виталий.
Дорога домой
Бывшие советские студенты, несмотря на беседы турецких властей, собрались вернуться на Родину. Турки их отговаривали, пугая советской тюрьмой и лагерем. По слухам, через несколько лет, уже отбывая заключение в лагере, Виталий Поздеев встретил человека, который впоследствии так же, как он, бежал в Турцию, но вернулся назад. Солагерник рассказывал, что его пытались уговорить остаться в Турции, приводя в пример печальную судьбу самого Поздеева.
20 декабря 1971 года в приграничном поселке вблизи Батуми беглецы встретились с советскими представителями. Встреча прошла по-грузински гостеприимно. Пели песни, рекой лилось грузинское вино. А утром их ждали сотрудники КГБ и спецрейс на Москву.
Приземление на зоне
На суде Николай Гилев выразил искреннее раскаяние, а Виталий Поздеев, шокированный жестокостью и ложью советских официальных органов, заявил, о ненависти к коммунистическому строю. Оба получили по 10 лет лагерей.
Различия бывших товарищей проявились и во время заключения. Поздеев духом не пал, а Гилев активно “стучал” на других заключенных, за что и был освобожден досрочно. Впоследствии он стал рабочим на железной дороге, коллеги за прошлые заслуги звали его “летчиком”.
Кому-то совершенный советскими студентами угон кажется глупым. Впоследствии его даже стали называть самым нелепым угоном самолета в истории СССР. Ребята, по сути еще мальчишки, по глупости, своими руками сломали свою жизнь. Но есть версия и о том, что все случившееся со студентами на самом деле являлось неудачной попыткой заброски резидентуры КГБ в Турцию. Или проверки, насколько возможна такая попытка. Правду сегодня точно уже не скажет никто.