При жизни Александр Сергеевич не отличался терпением и кротким нравом. На момент трагедии его семья погрязла в долгах, а сам великий классик - в скандалах и конфликтах.
10 февраля 1837 года не стало «солнца русской поэзии», который скончался после смертельного ранения на дуэли. О причинах ссоры между Александром Пушкиным и вчерашним фаворитом Его Величества Жоржем Дантесом не писал разве что ленивый. Наиболее распространенной стала версия об открытых ухаживаниях француза за супругой литератора Натальей Гончаровой. Однако во времена Пушкина приударить за красивой дамой не то что не возбранялось, а даже считалось хорошим тоном. При этом сама супруга Александра Сергеевича, по свидетельствам очевидцев, никогда не давала поводов для ревности, прослыв при дворе добродетельной женщиной невероятной красоты. А вот с приемным отцом Дантеса бароном Шарлем де Геккерном у Пушкина якобы действительно случился серьезный конфликт.
«Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней...», – писал возмущенный поведением голландского посла поэт (26 января 1837).
Ну а дальше была роковая встреча Дантеса и Пушкина на Черной речке без единого шанса на победу у последнего. Его противник отличался не только умением налаживать связи и очаровывать женщин, но и был великолепным стрелком... Едва автор «Евгения Онегина» испустил последний дух, как Гончарова разослала приглашения на чин погребения, где говорилось что покойный дослужился до камер-юнкера. При этом писатель просил похоронить его не в мундире, а в любимом фраке. В качестве места прощания семья указала Исаакиевский собор, чьим прихожанином много лет являлся Александр Сергеевич.
Куда исчез главный талисман Пушкина, которому он посвятил знаменитое стихотворение
Всеми финансовыми вопросами, связанными с погребением, тогда занимался граф Строганов. Он же обратился к митрополиту Серафиму Глаголевскому с просьбой об отпевании покойного, но в итоге получил решительный отказ. Церковник посчитал дуэль суицидом, поэтому Строганову ничего другого не оставалось как позвать трех архимандритов. Дальше - больше: в ночь перед похоронами гроб с телом Пушкина по распоряжению полиции перенесли в куда менее престижную Конюшенную церковь. Возможно, это было сделано не только для того, чтобы продемонстрировать отношение властей к незаконным дуэлям, но и во избежание столпотворения.
Стоит отметить еще один фактор: хотя Александр Пушкин был любим народом еще при жизни, в высшем обществе его считали эдаким чудаком и изгоем. Стесненный в средствах и чрезмерно свободолюбивый персонаж так и не вписался в ту картину мира.
«Пушкин своими едкими эпиграммами задел (преступно оскорбил!) чувства самых сильных семей России ... и те не затруднили себя ленью и сплином по устранению этой язвы их общества ... Это не прощается никакой мафией», - писал Проспер Мериме, один из самых известных переводчиков творчества Александра Сергеевича на французский язык.