За что Юрий Андропов столичные власти кретинами обозвал

Юрий Андропов

«Приглашаем вас на первый осенний просмотр картин на открытом воздухе по адресу: конец Профсоюзной ул. до пересечения с ул. Островитянова» -отпечатанный на машинке лист со списком 20 художников-неформалов. Часть фамилий зачеркнута, кого-то вписали от руки. Это участники знаменитой «бульдозерной выставки», которую разгромили на пустыре в столичном Беляеве. Полвека назад акция прогремела на весь мир.

В тот день, 15 сентября 1974 г., зарубежных корреспондентов и сотрудников дипмиссий собралось чуть ли не больше, чем художников и зрителей, и они вмиг раструбили о произошедшем. На это и был расчет. Правда, фотографий сохранилось мало - даже у иностранцев, говорят, отобрали пленки.

Участники описывали события так. Художников, направлявшихся на пустырь, встретили милиционеры и люди в рабочей форме, якобы прибывшие на субботник. Попросили всех разойтись. Под моросящим дождем стояли ЗИЛы с саженцами, пара бульдозеров, поливальные машины - из них окатили струей самых упертых. В грязную жижу полетели картины - в итоге их свалили в грузовик и куда-то увезли. Несколько человек доставили в милицию. Западные СМИ не жалели красок, описывая инцидент. «Все радиостанции мира передали: то, что делал Гитлер - сжигал в начале войны все прогрессивное - произошло сегодня в России», - вспоминал художник Эдуард Дробицкий.

Проект «Галереи «Беляево», посвященный 40-летнему юбилею «Бульдозерной выставки» 

Много шума из ничего

Отчего вообще такое случилось - возможно, спросит кто-то из молодежи. Придется рассказать, что в 1960 - 70-е художникам, выходящим за рамки официального искусства, жилось несладко. «Неправильные» картины не продавались, их авторов не брали в Союз художников и не пускали на выставки, а это означало, что ты тунеядец, за что было реально и срок схлопотать. Выживали как могли. Устраивали квартирники, собирались в бараках и подвалах. И вот решились на протестную акцию. Хотели замахнуться на Красную площадь, но сообразили, что могут огрести за нарушение общественного порядка. О выставке на пустыре оповестили Моссовет. Разрешения не получили, но и отказа не услышали: не было закона, чтобы регулировать подобный формат.

В стычке в Беляеве, к счастью, никто серьезно не пострадал, да и «кровожадные» советские правители сообразили, что перегнули палку. Рассказывают, тогдашний глава КГБ Юрий Андропов, отдыхавший в Кисловодске, негодовал:

- Какой идиот, какой кретин пошел на этот вандализм?!

- Указание члена Политбюро ЦК товарища Гришина, - ответил смущенный дежурный.

Юрий Андропов 

- Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила «абстракционистов» международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьям о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, все решилось бы само собой, - рассуждал помощник Брежнева Андрей Александров-Агентов.

Трое бунтовщиков отделались штрафом в 20 руб. Двоих посадили на 15 суток, но выпустили через четверо, потому что они объявили голодовку. Художник Оскар Рабин штраф платить отказался - вышел так. Большинство полотен вернули с извинениями авторам, о чем иностранная пресса умолчала.

Пригласительный билет на Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе, 1974 год 

Занятно, что со временем число работ, якобы побывавших в переделке на пустыре, увеличилось в разы, и они выросли в цене. Спекуляции на теме продолжаются по сей день. На одном из недавних московских аукционов в аннотации к продаваемой картине было указано: «От участника «Бульдозерной выставки», хотя к беляевскому показу этот автор - ни сном ни духом. Число присоседившихся выросло аж до 300. Кто-то метко заметил: безымянный пустырь стал прибыльным делом.

Пропуск в другую жизнь

Через две недели после «бульдозерной» стычки власти разрешили провести «бесцензурную художественную выставку» в Измайлове. На ней были представлены уже 40 художников, длилась она четыре часа и привлекла тысячи зрителей. В дальнейшем никого не запрещали и не закрывали, однако зарубежной аудитории это было уже неинтересно.

Часть участников скандального вернисажа эмигрировала - статус «жертвы советского режима» открыл многие двери:

Проект «Галереи «Беляево», посвященный 40-летнему юбилею «Бульдозерной выставки» 
Проект «Галереи «Беляево», посвященный 40-летнему юбилею «Бульдозерной выставки» 

Кстати

Через несколько десятилетий у здания Центра современного искусства на Зоологической улице в Москве был установлен бульдозерный нож - памятник истории в Беляеве.