На вопрос «что такое Панама?» можно ответить по-разному. Одни вспомнят страну в Латинской Америке, другие шляпу. Интересно, что в начале XX века словечком «панама» обозначались мошенничество, афера, коррупционная сделка.
Как соединить два океана
Все началось с Панамского канала. Если посмотреть на карту, то перешеек между Северной и Южной Америками представляется неким геологическим недоразумением: тонкая полоска земли, омываемая двумя океанами. Неудивительно, что идея соединить океаны витала в воздухе. Первыми в этом вопросе преуспели американцы, соорудив по соглашению с властями Колумбии (именно ей в ту пору принадлежала территория перешейка) железную дорогу. Однако затраты на ее строительство были столь велики, что перевозимые товары оказались по стоимости практически золотыми. И, невзирая на потерю во времени, грузы продолжали везти морским путем, через Магелланов пролив.
Железная дорога была на грани банкротства, когда идеей строительства Панамского канала заинтересовался французский инженер, академик, «отец» Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс. Окрыленный успехом своего удачного детища, он вписался в авантюру, которая погубила и его имя, и его капитал и, что весьма прискорбно, тысячи человеческих жизней.
Чтобы проложить линию будущего канала, де Лессепс был вынужден купить ту самую убыточную железную дорогу и эксплуатировать ее как основную транспортную артерию. При этом охрану трассы и всего имущества компании осуществляла Америка.
Выкачав под различные займы уйму денег и окончательно обанкротившись, великий инженер едва не угодил в тюрьму, а наследие его в виде длинной канавы и ржавого железного лома на берегу приобрела американская «Новая компания Панамского канала». И вот тут началась история, которая перекроила карту мира.
Панама в аренду
Естественно, вкладываясь в проект, воротилы с Уолл-Стрит не планировали оказывать братскую помощи Колумбии. То, что канал, связывающий два океана окупится, было понятно всем – как и то, что процесс это не быстрый. Правительство САСШ (Северо-Американских Соединенных Штатов) предложило колумбийцам передать им зону Панамского канала в аренду на 100 лет. За это Америка обещала заплатить 10 миллионов долларов и спустя десять лет начать выплачивать еще по 250 тысяч долларов в год. Предлагались ли в придачу зеркала, бусы и перочинные ножи, неизвестно.
В правительстве Колумбии были не в восторге от предлагаемой сделки, но выбор был невелик. Дело в том, что 1901 году САСШ заключили договор с Великобританией о том, что Америка имеет эксклюзивное право на строительство и эксплуатацию будущего канала. Францию от Панамы трясло – три правительства сменили друг друга из-за панамского скандала, и больше никто не рвался вкладывать в местные скалы и болота бесчисленные миллионы. И все же власти Колумбии тянули с прямым ответом.
Решив, что пауза затянулась, Уолл-стрит перешел в атаку. В конгресс САСШ был внесен законопроект об ином варианте маршрута строительства, проходившем мимо колумбийских земель. Опасаясь упустить даже предложенные крохи, президент Колумбии распорядился подписать договор. Но тут встал на дыбы местный парламент и отказался ратифицировать уже подписанный акт.
Колумбия, берегись!
Пришло время негодовать Теодору Рузвельту. Президент крайне огорчился вероломством колумбийцев, и в Боготу полетела депеша: «Если Колумбия откажется сейчас от договора или затянет его ратификацию, то дружеское взаимопонимание между двумя странами будет настолько серьезно скомпрометировано, что в следующую зиму конгресс может принять такие шаги, о которых будет жалеть всякий друг Колумбии». Наивные колумбийцы не вняли столь прозрачному намеку...
Разведка в Колумбии работала еще с мая 1903 года. У нее была активная база – железная дорога, вокруг которой крутилась жизнь провинции под названием Панама. Вместе с представителями американского дипкорпуса разведчики быстро наладили связь с местными сепаратистами.
В сентябре 1903 года делегация заговорщиков прибыла в САСШ и получила щедрую финансовую и политическую поддержку на высоком уровне. В октябре того же года лидер сепаратистов француз Бюно-Варилья докладывал американскому госсекретарю Хею, что все готово к выступлению. И тут же получил в ответ заверение, что Тихоокеанскому флоту САСШ дан приказ выдвигаться в сторону перешейка.
Новая республика и новый канал
И вот 3 ноября 1903 года в Панаме вспыхнуло восстание. В тот же день семь боевых кораблей под американским флагом подошли к побережью и высадили десант. Административные центры были захвачены, связь перерезана. Руководство и охрана пресловутой железной дороги блокировали переброску колумбийских войск, остановив движение поездов. А уже 4 ноября было объявлено об учреждении новой республики под названием Панама. Через два дня САСШ признали новоявленную республику и открыто заявили Колумбии, что ее войска не будут допущены на территорию маленькой, но гордой и независимой страны.
Уже 18 ноября 1903 года власти Панамы уступили дружественной Америке полосу шириной в 16 километров и площадью в 1421,8 квадратных километра. В зону строительства вошли острова Перико, Фламенко, Наос и Кулебра. По договору САСШ сохраняли право на размещение в зоне канала своих регулярных войск и получали непререкаемое право на строительство любых каналов и дорог. При этом Панама заявила, что никакое решение правительства, никакое изменение законов и общественного строя не могут повлиять на принятые 18 ноября 1903 года условия договора. В обмен Панама, как и было обещано, получала те самые 10 миллионов плюс аренду. Правда, с вычетом оплаты земли той самой железной дороги.
Дело было сделано. Уже 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно. А летом 1920 года канал был запущен на полную мощность. Довольно скоро он окупил все расходы и начал приносить ощутимые прибыли. Но Панаме, как и прежде, от них полагалось лишь 250 тысяч в год. Как говорится, ничего личного, только бизнес!
В конце XX века Панама попыталась вернуть свою территорию, благодаря чему познакомилась с лучшими представителями американского спецназа, но это уже совсем другая история…