Искусство реплики: как Джангар Очиров воссоздает в копиях археологические артефакты
Создание реплик археологических артефактов превращается в востребованный арт-бизнес. Качественные копии заменяют собой ценные археологические находки, нуждающиеся в особых условиях хранения, на выставках. Добавляют истории инклюзивности, позволяя в буквальном смысле прикоснуться к прошлому людям с нарушениями зрения и другими особенностями. Делают качественнее обучение в школах и вузах. Один из немногих российских мастеров, умеющих виртуозно воспроизводить археологические находки в репликах, – Джангар Очиров, археолог и реставратор, сотрудник Института археологии Российской академии наук. Джангар – участник самых значимых археологических проектов последнего времени и создатель уникального бизнес-проекта по изготовлению точных копий ценных артефактов. Как обучиться искусству производства реплик, которые невозможно отличить от оригиналов, мы разузнали у Джангара Очирова.
Раскопки в Московском Кремле: лидерство и экспертность
Ключевая задача археолога – спасти артефакты. Неумелое обращение с ценными находками, обнаруженными во время раскопок, может привести к их повреждению и гибели. Экспертность, приобретенная во время многочисленных экспедиций, помогает Джангару Очирову безошибочно точно определять историческую принадлежность найденного объекта и оптимальные способы взаимодействия с ним.
Еще учась в аспирантуре Института археологии РАН, Джангар начал выезжать на раскопки в качестве руководителя и продолжает это по сей день. Одну из ведущих ролей сыграл он в ходе масштабной археологической экспедиции в Московском Кремле, которая продолжалась с 2016 по 2021 год и завершилась обнаружением множества ценных находок разных эпох. В подчинении у Джангара Очирова работало до 30 археологов, действия которых он координировал на месте раскопок.
Как руководитель Джангар фиксировал найденные материалы, описывая все нюансы, связанные с находкой, в том числе степень их сохранности, культурную принадлежность, глубину обнаружения. Именно на Джангаре Очирове лежала задача определения важности артефактов, то есть отделения массового материала, который не имеет самостоятельной значимости, от индивидуальных находок, представляющих собой особую ценность.
В процессе руководства раскопками в Кремле Джангару приходилось выполнять сложную работу с использованием IT-инструментов, привязывая находки к системе координат при помощи высокоточного прибора фиксации тахеометра и создавая 3D-модели раскопов на основе современного ПО. По окончании каждого сезона Джангар писал обширный научный отчет с анализом экспедиции, в котором сводил воедино все материалы, привлекая для консультаций экспертов: архитекторов, специалистов по металлу, музейных специалистов.
За шесть лет участники Кремлевской экспедиции обнаружили множество артефактов первостепенной важности, и все они прошли через руки Джангара Очирова. Среди уникальных предметов, которые он описывал и оценивал как эксперт, – такие разные объекты, как кубик домонгольской эпохи из белого известняка с гравированными изображениями символов, предположительно применявшийся для гаданий, свинцовая текстильная пломба из Западной Фландрии золотоордынского периода, фрагменты белокаменных саркофагов Чудова монастыря, расшитые золотом женские головные уборы волосники XVI века.
Опыт полевой работы, в том числе в ходе Кремлевской экспедиции, позволил Джангару Очирову приобрести глубокую экспертность, включающую в себя как исчерпывающие научные знания о материальной культуре разнообразных археологических эпох, так и навыки практического обращения с артефактами общемировой значимости.
Археологическое окно в Тульском музее: воссоздание шедевров
В конце 2020 года в Туле состоялось открытие выставочного проекта «Археологическое окно на месте разобранного Успенского собора XVII в.», приуроченного к 500-летию Тульского кремля. Экспозиция в уникальном даже по мировым меркам формате музеефицированного раскопа стала возможной благодаря Джангару Очирову, который сумел создать точные копии ценных археологических находок, сделанных во время раскопок кремля.
“Стремление тульских музейщиков показать широкой публике исторические артефакты столкнулось с осознанием невоплотимости этих планов: нестабильность температурно-влажностных характеристик в помещении угрожала сохранности ценных предметов”, - говорит Джангар.
Возникла идея заменить подлинники точными копиями, однако поиски специалиста, который обладал бы необходимым для их изготовления уровнем экспертности, долгое время были безрезультатны. Заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова порекомендовала тульским коллегам своего сотрудника Джангара Очирова, представив его как непревзойденного мастера археологической реконструкции, реставрации и ювелирного дела. В итоге Джангар спас проект от неминуемого срыва, изготовив для демонстрации в музейной витрине муляжи артефактов XIV-XIX веков, найденных во время раскопок.
Глубокое знание технологий, необходимых для производства пластиковых реплик металлических артефактов, позволило Джангару в минимальные сроки методом вакуумного литья изготовить 67 муляжей, а затем провести их многослойную художественную покраску, добившись полной схожести копий с оригиналами. Визуально отличить изделия авторства Джангара от фрагментов украшений, посуды, оружия, созданных ремесленниками много веков назад, оказались не в состоянии даже эксперты-историки.
Высокий профессионализм реставратора и ювелира, помноженный на навыки проведения современных производственных процессов, позволило Джангару Очирову сыграть критически важную роль в осуществлении амбициозного выставочного проекта археологического окна в Тульском музее. Тысячи посетителей выставки смогли составить представление о том, как выглядят ценные артефакты, обнаруженные во время раскопок в Тульском кремле, а историки получили их оригиналы в свое распоряжение для дальнейшего изучения.
Успех проектов в Московском Кремле и Тульском музее еще раз продемонстрировал, к каким результатам может привести талант исследователя, помноженный на экспертизу и преданность науке. Сегодня Джангар Очиров - заслуженный авторитет в историческом и археологическом сообществе России. В 2021 году Джангар стал постоянным рецензентом мультидисциплинарного научного издания “Актуальные исследования”, а годом позже получил звание лауреата престижной национальной программы «Развитие регионов. Лучшее для России». Таким образом экспертный совет оценил инновационные практики археолога в деле исследования и сохранения исторического наследия.
Бизнес по изготовлению реплик: ручная работа
Изготовление реплик исторических артефактов – достаточно распространенный в мире бизнес. Однако подавляющее большинство подобных копий – продукция массового производства, не представляющая никакой эстетической ценности. Экспертность ученого и художника позволяет Джангару Очирову создавать высококачественные реплики, востребованные как музеями, так и крупными компаниями, а также частными лицами.
«Ювелирное дело долгое время было моим хобби, – вспоминает Джангар. – Еще десять лет назад я создавал изделия из цветных металлов по мотивам археологических находок, которые дарил друзьям и коллегам».
После проекта в Туле известность Джангара как талантливого реставратора и ювелира вышла за пределы узкого круга специалистов, и ему стали поступать заказы на изготовление реплик. В прошлом году Джангар создал первую коллекцию копий древнерусских предметов быта X-XIII веков для крупной государственной компании, выполненную по слепкам с оригинальных находок, обнаруженных при строительстве автодороги.
Среди артефактов, которые воспроизвел Джангар, – наконечник стрелы, писало, образок, височное кольцо. Один из самых необычных предметов – шумящая подвеска, украшение, которое в древности носили шаманы, женщины и дети, поскольку считалось, что звон металла отпугивает злых духов. Другая реплика, требующая пояснений, – широкорогая лунница. Подобные предметы, сочетающие в себе украшение и языческий нательный амулет, пользовались популярностью у женщин разных стран в Средневековье.
Создать реплики, которые выпускает Джангар, под силу редкому ювелиру: оригиналы имеют сложную форму и рельеф, покрыты орнаментом, патиной, трещинами. Работа проходит на стыке инновации и науки: Джангар сканирует артефакт и создает его модель в 3D. Затем изготавливает силиконовые пресс-формы, в точности воспроизводящие форму артефактов, воспроизводит с их помощью восковые модели археологических находок, а затем отливает реплики из двух видов бронзы. Литье вакуумным методом позволяет добиться высочайшей точности.
Постлитейную обработку Джангар выполняет вручную: тщательно проверяет и обрабатывает каждое изделие, если требуется, покрывает его эмалью и производит патинирование. Технологию патинирования Джангар разработал сам, она позволяет добиться эффекта природной патины для придания максимального сходства с оригиналом.
Реплики образцов древнерусского искусства далеко не единственная специализация Джангара Очирова. Он работает с самыми разными материалами, от латуни и бронзы до сверхпрочных полимеров и глины, изготавливая из них копии артефактов в диапазоне от глиняных сосудов по технологии бронзового века до украшений из цветных металлов в скифском зверином стиле и пермском зверином стиле. Заказы поступают от ювелиров, членов Гильдии кузнецов и оружейников, любителей исторических реконструкций.
По словам Джангара, для него это не просто сувениры, а фрагменты исторического прошлого: все изделия адресные, к каждому прилагается описание артефакта, истории его находки, периода, культуры. Реплики Джангара Очирова представляют собой качественно новый уровень копирования археологических артефактов, и их востребованность у самых разных людей свидетельствует об огромном интересе, существующем в России и мире к подобному искусству.
Анна Попова
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов