Одними из самых жестоких авиатеррористов советских времен оказались дети грузинской элиты
Говорят, что СССР был царством всеобщей безопасности, где ключи от квартиры оставляли “под ковриком”, а бояться можно было только того, что телефонный автомат проглотит монетку, не соединив с абонентом. О терроризме и речи быть не могло…в средствах массовой информации. Но в 1983-м по Союзу братских народов прокатился слух о захвате и кровавой бойне на борту ТУ-134. Долгое время открыто про эту историю не говорили. Самолет был захвачен грузинскими террористами с целью улететь в “загнивающие” США. Эти “отморозки” были детьми советской элиты, золотой молодежью.
Цветы жизни
Тбилиси в 80-е считался небольшим городом. Не удивительно, что террористы и некоторые из их жертв жили на соседних улицах, а кто-то – и в соседних домах.
Подготовка к преступлению, осуществленному 13 ноября 1983-го, была методичной. В состав боевой группы вошли семь человек: лидером был сын членкора Академии наук Грузии Иосиф Церетели, окончивший к своему 25-летию Тбилисскую академию художеств. Остальные “мажоры”, как тогда называли отпрысков номенклатуры, были ему под стать: студенты Института дружбы народов и других престижных вузов. Была и представительница “слабого пола” - 19-летняя Тина Петвиашвили, студентка Академии художеств и, по слухам, дочь секретаря ЦК Джумбера Ильича Патиашвили. Даже трижды судимый Григорий Табидзе - и тот имел высокопоставленного отца.
Большинство их этих “деток” могли выехать за границу обычным способом, но хотели быть приняты на Западе именно как борцы с коммунизмом. Строем, который дал им и их родителям все блага этой жизни
Среди угонщиков находился даже один из начинающих талантов студии “Грузия-фильм”. 21-летний грузин Герман (Гега) Кобахидзе был сыном знаменитого режиссера Михаила Кобахидзе.
Именно Герману удалось достать не вышедший на широкий экран фильм “Набат”. По некоторым данным, фильм снимался как инструкция для спецслужб, по другим данным - как учебное пособие для сотрудников авиакомпании. В нем даже рассказывалось о мерах, которые принимает авиакомпания против захвата: подробно показаны все действия экипажа в экстренной ситуации, работа наземных и милицейских служб.
Саму идею угона и теоретическое обоснование преступления молодым людям, по версии следствия, подал священнослужитель Теймураз Чихладзе: церковь, в которой он служил, и посещала золотая молодежь.
Триллер в воздухе
Накануне угона, 17 ноября 1983 года, актер Герман Кобахидзе и студентка Тина Петвиашвили сыграли свадьбу. Была на ней и сотрудница тбилисского аэропорта Анна Варсимашвили. Веселилась на свадьбе она не случайно. С ее ненамеренной помощью преступники пронесли на следующий день на борт пистолеты ТТ, наганы и гранаты. Кто же станет осуществлять спецдосмотр новобрачных, да еще и знакомых. Вся группа прошла к воздушному судну вместе с обычными пассажирами, через общий зал. По легенде, молодожены и их гости отправлялись в свадебное путешествие в древний и прекрасный Батуми.
В 15:43 ТУ-134 взмыл в сумрачное небо. Серебристый лайнер набрал высоту. Часть террористов достали оружие и, беспорядочно стреляя в пассажиров, устроили кровавую бойню в салоне. Другая группа взяла в заложники стюардессу Валентину Крутикову и выдвинула требование лететь в ближайшую капиталистическую страну - Турцию. В соответствии с фильмом “Набат” бойню в салоне преступники позже обосновали попыткой защититься от представителей службы авиационной безопасности. На самом же деле, таких сотрудников на борту самолета не было. Был убит невиновный пассажир.
Террористов подвела самонадеянность. Вопреки инструкциям, данным в обучающем фильме, советские летчики оказали решительное сопротивление. Бортинженер и инструктор, оказавшийся в тот день на борту, погибли, самоотверженно прикрывая товарищей. Штурман Владимир Гасоян из табельного оружия, которое выдавалось в то время экипажам самолетов “Аэрофлота”, мгновенно застрелил уголовника Табидзе и лидера террористов Церетели. Защищая свое воздушное судно, вспомнил уроки, преподанные в тире, и командир экипажа Ахматгер Гардапхадзе.
Моральное превосходство преступников было мгновенно подавлено. Об эффекте внезапности преступникам тоже пришлось забыть. Помогли и виражи, которые, несмотря на тяжелое ранение, стал закладывать оставшийся за штурвалом пилот Станислав Габараев. Они в буквальном смысле слова сбили преступников с ног. Во время этой заминки штурман и бортпроводница, вырвавшаяся из рук преступников, заблокировали бронированную дверь пилотской кабины, сообщив по радио о ЧП на борту. Лайнер развернулся по направлению к Тбилиси.
Тем временем, отчаявшись достичь желаемого, обнаглевшие советские «мажоры” поняли, что угон самолета потерпел неудачу. Они снова начали стрельбу в салоне по беззащитным пассажирам, убив одного и ранив пять человек, и снова стали снова требовать разворота на Турцию.
Вскоре добавилась еще одна жертва. Отважная стюардесса Валентина Крутикова пыталась покинуть самолет через аварийный люк и была застрелена Давидом Микаберидзе. Увидев панораму в открывшемся люке, террорист узнал родной город и застрелился вслед за своей жертвой.
Начавшаяся рано утром операция по штурму самолета бойцами группы “А” КГБ СССР занял меньше 10 минут. Все преступники попали в руки правосудия живыми. Для того чтобы легендарные альфовцы подтянулись вплотную к самолету, преступников отвлекли переговорами по рации с родственниками. Однако, по слухам, все родственники отказались пойти на диалог со своими запятнавшими честь кровью детьми.
Эпилог
Мужчин-террористов приговорили к смертной казни. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы.
В 1991 году новоизбранный президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа лично подписал указ об ее амнистии, назвав Тину «борцом с тоталитарным советским строем”. Вскоре памятники погибшим членам экипажа Анзору Чедии, Завену Шарбатяну и Валентине Крутиковой были осквернены грузинскими националистам.
В начале 2000-х в одном из театров столицы Грузии некая творческая группа попыталась поставить спектакль по мотивам кровавых событий, но натолкнулась на противодействие лично принимавшего в них участие президента Шеварднадзе. Им удалось осуществить постановку лишь в частном “Театре свободы”.
Чрез пару лет грузинский режиссер Заза Русадзе снял фильм «Бандиты” по мотивам тех же событий. Совсем недавно режиссер Резо Гигинеишвили выпустил художественный блокбастер об этой кровавой странице истории советской Грузии под названием “Заложники”. Фильм, посвященный событиям почти что 40-летней давности, участвовал в 67-м Берлинском международном кинофестивале. По словам Гигинеишвили, он об этой истории знал с детства – несмотря на то, что тема долгое время была закрытой, в Грузии о ней много говорили – сначала на кухнях. Имена героев в картине были изменены.
Гигинеишвили отмечал, что его картина – художественная. Как рассказывал режиссер, для него было важно соблюдать деликатное отношение к теме. По его словам, накануне премьеры Резо подчеркивал, что создатели фильма старались быть беспристрастны, избежать политической подоплеки и обвинений: по сути, все участники той давней истории оказались заложниками страшных обстоятельств.