Сергей Попов — человек железной воли. Он единственный в стране специалист, взявший на себя риски и огромную ответственность вывести из кризиса одно из ключевых предприятий России — Дальневосточный судомеханический завод (АО «ДВСМЗ»). Почему это одно из важнейших достижений государственного уровня? И как Попову удалось сделать то, во что никто не верил, и с чем не смог справиться ни один другой директор? Делимся подробностями.
Важность современных портов
Океан является источником пищи для 10-12% населения планеты, а его ресурсы оцениваются в $24 трлн. Сегодня большая часть глобальных грузоперевозок осуществляется по воде, и 80% мировой торговли проходит через порты. Около 60% всех экспортируемых и импортируемых Россией товаров перевозится морским транспортом. Любой сбой в работе порта может привести к многомиллионным убыткам, поэтому важно обеспечивать его стабильную и безопасную работу.
Современный порт выполняет следующие функции: осуществляет стоянку судов и безопасность грузов, навигационное обслуживание судов, перегрузочные работы, при необходимости, ремонт судов, обслуживание экипажа, пассажиров и клиентов.
Руководить портом, значит взять на себя «груз ответственности». Нефть, газы, масло, уголь — это только малая часть грузов, которые в огромных объемах проходят ежесуточно через порт. Предприятие такого уровня требует продуманной логистики, чтобы рабочий конвейер работал бесперебойно.
Как все устроено
Дальневосточный судомеханический завод — один из ключевых портов России, где происходит транспортная обработка грузов, складирование и хранение материалов. Это старейшая в России организация подобного типа, зарегистрированная в 1992, расположена в городе Находка в Приморском крае. На момент 2018 года порт оказался на грани закрытия. Причиной тому был затяжной кризис, утрата доверия, уставшие от неопределенности сотрудники. Акционеры разводили руками, что делать — никто не знал. Никто, кроме Сергея Попова.
Представьте, что вам доверили должность директора аэропорта. А аэропорт этот на грани закрытия: логистика нарушена, система безопасности сломана, багаж теряется и бьется, рейсы то задерживаются, то отменяются.
То же самое случилось и с Поповом. Ему доверили целый морской порт, находившийся в состоянии почти что разрухи. Сергею предстояло превратить хаос в четко регулируемую систему и сделать так, чтобы суда как можно быстрее загружались и разгружались, грузы были в целости, служба охраны работала слаженно и т.д.
Его опыт в преодолении сложных ситуаций уже доказан на практике — ранее он успешно реанимировал крупный молочный завод и участвовал в реструктуризации нескольких компаний в различных отраслях. Переход в портовую индустрию был вызван желанием использовать свои навыки в еще более масштабных проектах. Попов видел в этом не только новые вызовы, но и возможность внести вклад в развитие важной инфраструктуры. Кроме того, сказались и личные интересы — морская портовая романтика привлекала его.
Подвиг Попова
Сегодня порты крайне важны для экономики. Они являются ключевым транспортным узлом и соединяют разные виды перевозок: морские, автомобильные, железнодорожные и т.д.
Сергей вернул важнейшие функции порта АО «ДВСМЗ»: обеспечение транспортной независимости страны, а также увеличение транзитного грузооборота. Теперь от слаженной работы предприятия напрямую зависит экономика государства, так как именно там происходит основная часть экономических операций торговли.
Сергей работал не сидя в кабинете, а «в поле»: ходил по порту, изучал, анализировал, искал слабые места, сутки напролет общался с сотрудниками. Так не делал ни один другой директор. Сергей замечал то, что не видели другие. По крупицам он собирал структуры порта заново, модернизируя их на каждом этапе. Сергей понимал, что ему понадобится комплексное решение, которое ему предстоит изобрести самостоятельно, опираясь исключительно на свой опыт.
Первые результаты
Первые внушительные результаты появились буквально за год — рекордные сроки для проекта подобного масштаба. Долги перед контрагентами были погашены, начал сбываться план по выходу из кризиса, установлены позитивные взаимоотношения с новыми контрагентами и партнерами.
Через два года начался взлет по грузообороту, выручка начала расти, и к данному моменту — увеличилась в рекордные 10 раз. Предприятие перешло на круглосуточную работу, начался тотальный ремонт. Сергею Попову удалось не только вывести порт из кризиса, но и сделать его одним из лидеров рынка.
Ценность кадров
Уже в первые месяцы работы на посту директора и члена совета АО «ДВСМЗ» партнеры и акционеры наделили Попова неограниченным кредитом доверия.
Его управленческий подход строится на мотивации коллектива. Сотрудники — основная ставка развития его стратегий. Последние несколько лет под управлением Сергея порт живет под девизом повышения эффективности кадров. Именно Сергей одним из первых в стране руководителей поставил этот вопрос столь жестко и непреклонно, так как в полной мере осознавал, что человеческий труд — ценнейший ресурс.
Сергей разработал уникальный опросник, который помогает лучше понять его сотрудников и закрепить их на более выгодных должностях. Эта инновационная система анкетирования позволяет уже на первых этапах выявить уровень удовлетворенности коллектива, лучше понять их эмоциональное состояние, цели и амбиции. Со временем клиенты и партнеры все чаще начали положительно отзываться о качестве работы персонала.
Также порт под руководством Сергея сегодня выполняет важную миссию — предоставляет рабочие места жителям региона, в том числе, и в смежных областях, например, в логистике или безопасности. И выходят они на эту работу с удовольствием, что немаловажно.
Порт-лидер
Сергей успешно выбрал подход для улучшения внутренней работы компании. Он оптимизировал взаимодействие между отделами и разработал эффективные методы обработки и перевалки грузов, с учетом их широкого ассортимента. Его решения помогли сделать процессы более слаженными и продуктивными. АО «ДВСМЗ» сегодня стало центром внутренней и международной торговли. Через порт проходит большой процент как импортных, так и экспортных грузов.
Сергей не просто вывел Дальневосточный судомеханический завод-порт из кризиса. Он вывел из застоя всю отрасль. Ему удалось сделать ребрендинг старому игроку, влив в него новую мощь. За это Попов неоднократно отмечался на самых престижных премиях страны. В прошлом году на Национальной бизнес-премии он одержал первенство в номинации «Антикризисный директор года», а также завоевал статус «Лучшего директора морского порта» по версии Best Business Awards.
Сергея можно часто встретить в списках участников престижных клубов предпринимателей и в жюри бизнес-ивентов. Он проделал настолько глобальную работу, что именно его экспертное мнение становится решающим при выборе, например, победителей Ежегодной премии «Время Инноваций» 2022, а также «Развитие регионов. Лучшее для России» два года подряд в 2021 и 2022.
Василий Черный