Сбербанк потворствует мошенникам?!
В прошлом году EG.RU открыл «Прямую линию», где вы, уважаемые читатели, рассказывали о проблемах, которые не смогли решить, взывая к местным чиновникам. Подводя первые итоги нашей с вами работы, мы выявили топ тем, которые волновали больше всего. Лидерами антирейтинга стали плохие дороги, мусорные свалки вблизи домов и некачественные услуги ЖКХ. Но абсолютными рекордсменами по числу обращений оказались клиенты Сбербанка - в каждом третьем письме люди жаловались на недобросовестную работу сотрудников крупнейшей финансово-кредитной организацией страны.
- С моей карточки кто-то «увел» остатки пенсии. Обратился к представителям банка с просьбой разобраться, потом написал заявление в полицию, но везде получил официальный отказ: сняли «всего» 1480 рублей, а дело возбуждается, если сумма превышает 1500 рублей. Мало того что в Сбербанке дерут по 20 - 50 рублей комиссии при копеечных переводах, так и сумму в полторы тысячи за деньги не считают, - написал нам Игорь Купин из Краснодарского края.
- С карты ушли в неизвестном направлении 8 тысяч рублей. Девушка в Сбербанке предложила карту застраховать - тогда, говорит, и деньги теряться не будут. Цена страховки - 1800 рублей. Я считаю, это еще одна уловка «сбера» и попытка снять с себя ответственность. Причем вернуть пропавшие деньги никто не обещает, - поделилась Тамара Маланова из Москвы.
- После того как я попыталась войти в Сбербанк-онлайн, мне пришло SMS, что с карты снято 28 200 рублей. В отделении сказали: «Звоните в контактный центр, мы сделать ничего не можем». И еще мне сказали, что «сама виновата». В чем? В том, что хранила деньги на счету в Сбербанке? Сколько ни писала руководству, ответа на свой вопрос я так и не получила, - рассказала Елена из Санкт-Петербурга, снова и снова подтверждая: ну не получается у подчиненных Германа Грефа обеспечить полную безопасность вкладов и оперативно решать возникающие проблемы.
Год назад на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава Сбербанка отчитался о получении рекордной прибыли за все время существования подведомственного ему учреждения. В 2016 году она увеличилась втрое. В 2017-м Греф обещал эти показатели преумножить. По оценкам Германа Оскаровича, достичь небывалых успехов удается, в том числе и за счет сокращения «издержек». Под которыми, надо думать, понимаются и невыплаты компенсаций пострадавшим от мошенников вкладчикам. Подавляющее большинство тех, кто даже в судебном порядке пытался чего-то добиться, остался ни с чем. Люди жалуются, что их обращения - как глас вопиющего в пустыне. В никуда.
Впрочем, иногда Сбербанк реагирует - и весьма оперативно. Видимо, когда понимает, что имеет дело с грамотным клиентом, готовым отстаивать свои права.
В ноябре в «Книге жалоб» мы опубликовали письмо Александра Новикова из Ростова-на-Дону. С двух его счетов пропали 12 тысяч рублей. После многочисленных обращений в «сбер» он по традиции получил отказ возместить ущерб. О том, что с его карты сняты деньги, мужчина, как и многие, узнал из SMS. Тут же связался с банком, попросил заблокировать карту. Но в ответ услышал: эта операция может быть произведена только по инициативе получателя денежных средств.
- То есть я не имею права оспорить кем-то проведенную операцию с моими деньгами, и банк не приостанавливает транзакцию по моему заявлению. Да это идеальные условия для мошенников! - отмечает задетый за живое вкладчик.
После публикации этого письма представители Юго-Западного отделения Сбербанка всполошились: «Срочно дайте координаты обиженного вкладчика - поможем разобраться в ситуации!»
Дали координаты. А толку?
- Прислали длинный ответ, в котором большинство фактов не соответствуют действительности, - сообщил Новиков.
Намереваясь изменить «порочную железобетонную систему», он отправил обращение самому Герману Грефу, где изложил свою историю и провел ясную, как день, мысль: политика банка «Если у тебя украли - сам дурак!» позволяет не компенсировать обворованным вкладчикам украденные с их счетов деньги.
- Как квалифицировать бездействие банка - как халатность? Или как попустительство, создающее условия для совершения преступлений другими лицами? - вопрошает наш неравнодушный читатель.
ПРИКИНЬ!
- По данным компании Zecurion, которая занимается системами защиты информации, в 2016 году хакеры похитили с банковских карточек россиян 650 миллионов рублей. В 2017-м прогнозировался рост до 750 миллионов (точных цифр еще нет). То есть ежегодно сотни тысяч человек лишаются своих сбережений. Но банкам легче содержать штат хороших юристов, защищающих их интересы, чем наладить систему сохранности денег и противодействовать деятельности мошенников.