Жена Сердюкова позвала на свою выставку обманутую супругу советского разведчика
Экспозицию открывает черно-белый портрет кого-то похожего на Васильеву в обтягивающем платье а-ля Мэрилин Монро. Изображение поместили прямо в мемориальном уголке, посвященном памяти художников, погибших в Великую Отечественную войну. На портрете Eva (сценический псевдоним Васильевой) кокетливо отклячивает объемную пятую точку по направлению к доскам с именами погибших защитников.
Выставка представила таланты бывшей чиновницы разнообразно. Во-первых, это расставленные в большом количестве абстрактные металлические скульптуры из шаров, роз и пирамидок. Во-вторых, это чертополох: черно-белое изображение растения с разных ракурсов заполняет один из залов галереи. В-третьих, это портреты самой Васильевой, выполненные в экспрессионистической манере.
Самый впечатляющий раздел - коллажи, на которые художница искромсала все что плохо лежало: газету Art Newspaper Russia, допотопный журнал «Работница», буквари, детские книжки и каракули на альбомных листах, предположительно, авторства кого-то из их с Сердюковым детей (вроде как детишек трое).
Как именно проект рассказывает «о духовном росте человеческой личности» - не совсем понятно. Автору, безусловно, виднее. Тем более, как следовало из биографической справки, в этом году Васильева получила шестое высшее образование по специальности «теология». Непрофессионалу и нетеологу можно было бы подумать, что женщину что-то сильно беспокоит, поэтому она со злостью выдавливает тюбики краски прямо на холст, а потом столь же яростно размазывает пальцем или мастихином. Впрочем, цитаты известных людей (в числе которых было приведено высказывание Пьера Кардена) свидетельствовали, что самовыражению нашлось теплое место в художественном мире.
- Работы Васильевой хороши своей яйностью! - непонятно утверждал ныне, увы, покойный Игорь Дудинский в сборнике статей «Я навсегда останусь другом Жени Васильевой».
Книга продавалась на выставке, и в ней бывший редактор «Мегаполис-экспресса», автор статьи про Ивана Кузьмича, угощавшего народ голубцами с говном, рассказывал, что рисовать Женя начала еще раньше, чем писать стихи про «голубые янтари на берегах твоих желаний». Еще будучи девочкой, она посещала студию одного известного художника. А потом Васильеву-художницу якобы открыл сам Дуда, когда был у нее в гостях. Впрочем, полистать книгу мне не дали, заподозрив в неплатежеспособности.
Стоимость печатной продукции начиналась от четырех тысяч рублей. Все картины Евгении Васильевой также продавалось по заоблачным ценам, которые мне отказались озвучить, заметив, что это «очень и очень дорого». Интересно, какой процент от продаж автор перечислит на нужды нашей обороны?
Таинственная гостья
Открытие выставки ознаменовалось присутствием випов. Был глава «Ростеха» Сергей Чемезов, ненадолго забежал Геннадий Хазанов, задумчиво замирал Василий Церетели: возможно, внук главного скульптора страны присматривал, чем пополнить коллекцию Московского музея современного искусства, где он директорствует. Сама Васильева - похудевшая и помолодевшая - позировала камерам вместе с Анатолием Сердюковым, постила фоточки в запрещеннограм и, спустя время, подтирала запощенное.
Среди прочих засветилась одна таинственная гостья: немолодая женщина быстро осмотрела экспозицию, а потом бодро направилась к Чемезову и, как старому приятелю, напомнила ему, как вместе они встречались в ГДР, когда тот работал начальником нынешнего президента.
Загадочной незнакомкой оказалась Светлана Туманова, жена советского разведчика Олега Туманова, который, будучи агентом КГБ, умудрился работать руководителем русской службы радио «Свобода».
В 80-е годы, на которые, судя по всему, приходится их общение с Чемезовым, Олег работал в Мюнхене, а сама Светлана преподавала русский язык и литературу в американской разведшколе. О том, что муж работает на СССР, она узнала не сразу, но приняла его выбор.
В 90-е годы супруги развелись, Олег переехал в перестроечную Россию, где его встретили как героя, назначили пенсию и даже выдали новую женщину Лену, которая должна была скрасить его одиночество. Особо не задумываясь о судьбе экс-супруги, Олег колесил по стране с лекциями о происках ЦРУ, в то время как в Европе Светлану поперли из разведшколы и посадили. После освобождения она переехала в Россию и уже здесь простила Туманова. Пыталась воссоединиться с ним, но тот, в отличие от Сердюкова, который не бросил свою Васильеву в беде, предал экс-супругу еще раз. В 1997 году он опубликовал книгу-разоблачение, в которой цинично описал, как пользовался связями жены в американской разведшколе.
По словам Тумановой, она так и не успела спросить любимого человека, зачем он это сделал. Вскоре после выхода книги Олег умер.
Судя по всему, Васильева творчески подошла к подбору гостей для вернисажа. Кто-кто, а Светлана Туманова полностью отвечала тематике выставки и как раз и являла собой ту, «кто пожертвовал собой ради Любви».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов