Отмененные заказы курьер вынужден оплатить: можно ли на доставке заработать 200 тысяч

Двигаться по пешеходному переходу на велике, да еще уткнувшись в телефон, запрещено, но курьеры-мигранты делают так сплошь и рядом

Курьеры в Москве зарабатывают 200 тыс.! Слышали, наверное? Цифра впечатляет, хотя, честно, не больно-то верится. Но тут представился повод проверить: 18-летний сын знакомых захотел летом подзаработать. Родители не возражали - всякий труд почетен. У самого Вани не только денежная мотивация - решил сбросить вес и подкачаться. Дескать, буду крутить педали на велике (специально нацелился на обычный), музыку слушать, заодно заказы доставлять. Мечта, а не работа.

Первым попалось объявление о наборе сотрудников в службу доставки компании «ВкусВилл». Иван зарегистрировался на сайте, заполнил анкету, съездил на собеседование. Рекрутер предупредила: для работы понадобится медкнижка, она стоит 3 тыс. руб. Но ее разрешила оформить позже. И обещали возместить затраты - правда, только после 500 выполненных заказов. Потом умные люди просветили: у компании есть свой медцентр. Принесешь оттуда чек - деньги вернут. Сделаешь книжку на стороне - компенсации не будет. Правда, об этом не предупреждают. Впрочем, до медкнижки дело не дошло. Юноша проработал в этой компании всего несколько дней.

- Взял в аренду велосипед - за тысячу в неделю. Скачал приложение, оформился как самозанятый, выбрал время работы. Куратор объявил, что смена должна длиться не меньше восьми часов, хотя я рассчитывал, что можно будет выбирать график. Причем расписать его велели на месяц вперед, - рассказывает Иван. - В первый день приехал в даркстор - на склад, откуда забирают заказы. Оказалось, мне, как новичку на механическом велосипеде, больше трех заказов одновременно взять нельзя. Отвезешь - возвращайся. На этом теряешь время, но таковы правила. И в первый же день заказы эти я перепутал. Мне сказали: будешь их забирать, смотри две последние цифры в номере. Я посмотрел - они совпали. А остальные, как оказалось, нет. Привез какой-то женщине чужой пакет. Она его взяла, и только потом выяснилось, что это ошибка. Хотел забрать - она не отдает. Типа вези мой, тогда этот получишь. В общем, отправили к ней другого курьера - ситуация разрешилась без меня. Благо штрафов во «ВкусВилле» нет, а мне в телефоне подключили функцию сканирования QR-кода заказа.

В первый день Ваня честно отпахал восемь часов и заработал целых 1950 руб. Вымотался, конечно. Несколько адресов были в районе ВДНХ, но там проходила выставка, и велосипедистов не пускали. Пришлось идти на своих двоих. Однако в наборах не было ничего тяжелого, а перечисленные буквально на следующий день деньги вдохновляли на подвиги. Но дальше все пошло не так гладко.

- В начале смены мне не досталась удобная сумка-холодильник, которую можно надеть на плечи, как рюкзак, - рассказывает Иван. - Взял ту, что цепляется через плечо, и едва держался на велике. Как назло, в заказе оказались две пятилитровки с водой. Ребята-курьеры, с которыми пересекался, уверяли, что на электробайке работать проще. Решил пересесть на него. А поскольку прокатная контора находится рядом с офисом «ЯндексЕда» недалеко от моего дома, переместился курьером в «Яндекс».

Электровелосипед я арендовал за 12 тыс. в месяц. Плюс тысяча - за место в боксе, чтобы оставлять на ночь. Но открывалось хранилище, когда нужно было уже выходить по адресам, и дорогой велик чаще стоял у меня в подъезде.

В «Яндексе» график более гибкий: можно работать по четыре часа. Но слот - временной промежуток, когда ты готов брать заказы, нужно выставить заранее. И если твои планы меняются, отменить его как минимум за сутки. Иначе - штраф. Наказывают за опоздание, хотя логистика выстроена так, что успеть бывает почти невозможно - особенно, когда в центре навигатор начинает тупить. Оштрафуют за досрочное завершение слота. Не предусмотрено никаких «ушел на обед».

Иван получил на орехи за такую историю. В одной из поездок у него сел телефон. А тут еще дождь хлынул (непромокаемые плащики курьерам выдают не сразу - надо хорошо себя проявить). В общем, с доставкой Ванюша не успел. Рассказывает:

- Когда я смог зарядить телефон, выяснилось, что клиент заказ отменил. Два пакета из «Вкусно - и точка» остались у меня: сдать на склад невостребованный товар нельзя. За это с меня сняли тысячу рублей. До кучи на пешеходном переходе я не слез с велика и нарвался на инспектора ГИБДД. Минус еще 400 рублей. Сам виноват, не спорю, но энтузиазм мой начал остывать. Стал брать более короткие слоты - выдержать каждый день даже по восемь часов трудно.

Можно ли на доставке заработать те самые 200 тысяч, о которых говорят? На велосипеде точно нет. Хотя некоторые умудряются получать до 5 тысяч за смену. В месяц это 150 тысяч - если пахать вообще без выходных. Но таких киборгов не бывает. С другой стороны, развозить продукты на электробайке - не мешки ворочать. Просто надо понимать, что мотаться придется много, и реальный заработок на порядок меньше.

Крути педали, пока не дали

Электробайки многие курьеры арендуют в фирме «Крути Колеса». Но подписывая договор с этой конторой и обязуясь вернуть велосипед целым, вы не застрахованы от того, что вам не подсунут байк с повреждением или отсутствием деталей. А потом оштрафуют на сумму, превышающую аренду. С нашим Иваном все так и вышло. Приемщик узрел на колесе едва заметную вмятину, за которую потребовал заплатить 12,5 тыс. руб. Парень попытался эту претензию оспорить, ждет результата. Кстати, в своем стремлении заработать в итоге он ушел в минус: развозя заказы с 6 по 30 июля в среднем по шесть часов в день, получил 18 301 руб. И почти 28 тыс. потратил на аренду, штрафы и прочие расходы. Зато похудел, как планировал. И ума набрался: сказал, пойдет профессию получать. И это плюс.