Древнерусский репортёр Нестор Летописец

Славянский мир отметил 900-летие святого монаха Киево-Печерского монастыря

«Кто мы?» - вот главный вопрос, волнующий русских мыслителей сегодня не меньше, чем Нестора Летописца девять веков назад.

Его ответ нынче не устраивает тех, кто мечтает окончательно рассорить славян и унизить Россию. Но злым проискам мешает монах Киево-Печерского монастыря - талантливейший историк Европы XII века, первым прославивший Русь на весь мир.

ПОДВИГ ВСЕЙ ЖИЗНИ

К 1112 - 1113 годам Нестор создал свой шедевр «Повести временных лет» (ПВЛ): «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Это первое русское историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Доказано на века: России есть чем гордиться.

Как живой. С московским Музеем восковых фигур скульптура Нестора Летописца объездила полмира

Как живой. С московским Музеем восковых фигур скульптура Нестора Летописца объездила полмира

ГЛАВНЫЕ ЗАСЛУГИ

КАК ИСТОРИК

Летописец снабдил ПВЛ важными доказательствами - текстами договоров древнерусских князей Олега, Игоря и Святослава с греками, документами великокняжеского архива, византийскими и западноевропейскими памятниками письменности.
От Нестора мы знаем о первом упоминании русского народа - в 866 году; о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием; о крещении княгини Ольги в Константинополе; князя Владимира в Херсонесе, а не в Киеве, как считалось ранее. И о крещении Руси в 988 году.

КАК МОНАХ

Нестор составил «Житие Феодосия Печерского» и рассказы о других печерских подвижниках, ярко описав монастырский быт, характеры монахов и мирян. В «Сказании о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба» - миролюбивых князей, убитых в 1015 году по заказу брата Святополка Окаянного - осудил войну между братьями.

КАК ГРАЖДАНИН

Нестор возмущался эгоизмом князей и бояр, их пренебрежением к общерусским интересам. И отстаивал идею восточнославянского единства, призывая народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Языческие культы и жертвоприношения на Руси продолжались веками и после Крещения

Языческие культы и жертвоприношения на Руси продолжались веками и после Крещения

КАК ПАТРИОТ

Летописец показал великую роль русского народа в развитии человечества и идеи государственности на многонациональной территории. В самый широкомасштабный поход на Царьград 907 года князь Олег «взял же с собою множество варягов и словен (новгородцев), и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев...». А до того сказал: «Да будет Киев матерью городам русским». Но эта мечта Олега и Нестора не сбылась - к  середине XII в. Киев стал мачехой многим русским городам и поплатился за это.

КАК ФИЛОЛОГ
 
Нестор показал образность русской речи, дополнив сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями из народных сказаний и дружинных песен. Именно в его обработке в России полюбили рассказы о том, как Олег осадил Царьград и погиб от своего коня, как Ольга отомстила за смерть мужа, как Святослав ходил в походы, как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря и другие.

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА
* «Летопись Нестора» - так называют ПВЛ в Европе - в 1802 - 1808 годах была издана в латинской транскрипции и пристально изучалась в академической среде всех славянских стран.
* В 1956 году 900-летие со дня рождения православного и католического святого Нестора Летописца широко отмечалось в атеистическом СССР.

О самом Несторе Летописце (ок. 1056 - 1114) известно крайне мало. В Киево-Печерский монастырь пришел в 17 лет, прожил в нем 41 год, умер в 58 лет и погребен в обители.
Свидетель грандиозных княжеских междоусобиц 1078, 1096, 1097 годов, из-за которых половецкие орды опустошали пограничные земли, по стране полыхали мятежи, возглавленные волхвами, предсмертный завет Ярослава Мудрого сыновьям «жить в любви» был почти забыт и государство теряло былое могущество.

Основатели монашества на Руси Антоний (справа) и Феодосий, чьи мощи нашёл и раскопал Нестор Летописец

Основатели монашества на Руси Антоний (справа) и Феодосий, чьи мощи нашёл и раскопал Нестор Летописец

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
«Одаренный умом любопытным, - писал о Несторе историк Николай Карамзин, - слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем Отечества».

ОКОВСКИЙ ЛЕС
В Тверской и Новгородской областях был расположен знаменитый Оковский лес. Отсюда,  по Нестору Летописцу, и «есть пошла русская земля». Условные границы Оковского леса на карте Верхневолжья проходят через древние города: 1 - Валдай; 2 - Вышний Волочек; 3 - Торжок; 4 - Старица; 5 - Зубцов;  6 - Сычевка; 7 - Белый; 8 - Западная Двина; 9 - Торопец; 10 - Аполец; 11 - Демянск.

ИЗГОНЯЮЩИЙ БЕСОВ
В хрониках Нестор часто называл себя грешным. Единственный русский святой, кто под именем Нестора, Летописца Печерского, входит в список святых Римско-Католической церкви. О высоте его духовной жизни говорит факт: монах участвовал в изгнании самого опасного беса - ереси из Никиты Затворника, будущего архиепископа Великого Новгорода, причисленного в 1558 г. к лику святых. Православный русский мир ежегодно 9 ноября поминает преподобного Нестора как угодника Божия, своими высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.

НАШ ПЕРВЫЙ ФАНТАСТ
Одно из самых красочных мест ПВЛ - поход вещего Олега на Царьград (Константинополь), когда князь в знак победы повесил щит на врата могущественного города: «Повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
В летописи указано: было 2000 кораблей, «а в каждом корабле по  40 мужей». Итого - 80 тысяч человек. В иностранных источниках названа даже точная дата появления русских кораблей - 18 июня 860 года. Выходит, задолго до Петра I у России был мощный военно-морской флот. И нам 20 октября следовало праздновать его 1154-летие, а не 318-летие. Однако Нестор указывает другую дату - 866 год. Почему же диковинная русская парусная армада на колесах осталась незамеченной арабскими, византийскими и западноевропейскими хронистами, a упоминание о ней не было выброшено во время «чистки летописей» в период господства «норманнской теории» происхождения русского народа? Писатель и кинодокументалист Сергей Баймухамедов уверен: Нестор Летописец в этом эпизоде своей великой книги явил нам первое произведение русской научной фантастики и предсказал появление боевых амфибий пехоты и современный городской виндсерфинг или виндскейтинг - шоссейные гонки под парусами на колесах-роликах.

Поход Олега на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи XIII века

Поход Олега на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи XIII века






Едва не сломал карьеру Гурченко, изменял женам, старшую дочь записал на себя перед смертью: сердечные тайны Василия Шукшина
Ибрагим-паша не был примерным семьянином: этого не показали в «Великолепном веке»