Перевоспитание тех, кто чтил особый, не уголовный кодекс, шло по всем фронтам, в том числе антигуманными методами
Генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев очень любил отдыхать в Крыму. В советские времена рассказывали легенду, что именно у Черного моря произошло немыслимое. В начале 1959 года на стол высочайшего лица легло письмо от некоего вора. В нем тот жаловался на жизнь и просил всемогущего генсека о личной встрече. Она якобы состоялась! Генсек лично помог бывшему зэку устроиться на работу и начать новую жизнь. Было это на самом деле или нет – неизвестно, но факт остается фактом: именно при Хрущеве состоялась массовая «зачистка» воров в законе.
Фронт после фронта
Легендарное явление воров в законе возникло в нашей стране в 30-х годах прошлого века. Это элита преступного мира, продолжившая дореволюционные воровские традиции. Изначально в их круг могли входить только те, кто занимался традиционным воровством - магазинным, квартирным, карманным. Но сплоченное братство профессиональных воров, как и всю страну, навсегда изменила Великая Отечественная война. По некоторым данным, в 1941-м почти полтора миллиона уголовников вступили в армию и боролись с фашистами. Государству очень пригодились преступники, не боящиеся смерти и плена, способные легко убить человека и привыкшие к тяжким лишениям
После войны многие из этих фронтовиков, прозванные рядовыми зэками «автоматчиками» и «военщиной», вернулись в лагеря. Все они чувствовали себя героическими защитниками Родины, считая, что военные приключения поднимут их статус на зоне. Однако за формальное присоединение к действиям властей они получили звание «с*к» от настоящих, твердо придерживающихся собственных законов воров.
Законы эти состояли, в частности, из запрета на обзаведение официальной семьей, на участие в военных действиях с оружием в руках для защиты государства, запрета на сотрудничество с официальными властями.
По лагерям прокатилась знаменитая кровавая война. Зоны поделились на «черные» –воровские – и те, где сидели «отступники». В 1948 году на пике криминального передела, в печально известной бойне в Ванинском порту погибло 1000 человек. Всего же в той необъявленной войне вечный покой нашли по самым скромным оценкам около 40 000 заключенных.
К 50-м годам в СССР насчитывалось более 1000 воров в законе. Вместе с «приблатненными» количество людей, активно управлявших жизнью в местах заключения, составляло 50 000 человек. Влияли они и на общество за пределами колючей проволоки, нанося серьезный экономический ущерб.
В середине прошлого века в Стране Советов отбывало заключение 2 500 000 млн человек, являвшихся важным фактором для экономики. Их рабский труд использовался во всех сферах народного хозяйства, а «настоящие» воры эту работу всячески саботировали.
Не хочешь - заставим
Расправиться с ворами в законе решено было с помощью зеков-фронтовиков (в том числе и из числа воров), но пляшущих под дудку администрации. По негласному сговору c ними лагерное руководство часто провоцировало «войну», например, преднамеренно размещая обе группы зэков в одном бараке.
План перевербовки старых воров осуществлялся по всем фронтам. Был даже разработан специальный ритуал перехода в другую категорию. Новая формация воров, поддерживающих власть, обрастала своей символикой. «Польский вор» (отошедший от воров в законе одиночка – прим. ред.) должен был провести граблями по запретной зоне около забора, запереть замок от карцера и разделить еду с другими «сс*ченными».
Ритуалами дело не ограничивалось. На зонах создавались специальные группы активистов – людей, провинившихся перед воровским законом. Их называли «шерстяными». Одновременно с ними появился и термин «беспредел».
Так, например, один из руководителей колонии создал бригаду из «перевоспитанных» воров, болевших венерическими заболеваниями. Настоящие воры, отказавшиеся символически целовать нож в знак признания новых авторитетов, были изнасилованы и объявлены «опущенными».
«Белый Лебедь» спешит на помощь
Вскоре бойня в местах заключения приняло такие масштабы, что преступники старой закалки изменили свой «кодекс чести». Они хотели остаться в живых. Законники ввели следующие исключения из правил: воры получили право становиться парикмахерами и бригадирами. Лагерный бригадир имел возможность помочь друзьям-ворам, а брадобреи могли получить колюще-режущие предметы. Наступили времена, когда лучше было затаиться, но сохранить при этом свою воровскую структуру и связи, хотя чисто внешне воровские устои и обычаи рушились.
До сих пор в преступной среде ходят легенды о «подписках». По слухам, этот ход был лично придуман министром МВД СССР. «Честного» вора силовыми методами принуждали дать расписку в том, что он отказывается от совершения преступлений против общества. Тех, кто отказался, расстреливали как неисправимых.
Одновременно был придан особый статус тюрьме «Белый Лебедь». Стараясь поломать старый преступный уклад, воров в законе отправляли в эту колонию особого режима, заставляя работать и жить практически только на хлебе и воде и уже там принуждали к «подписке».
Вершки и корешки
Сыграло свою роль в хрущевском разгроме воров в законе возврат отмененной в 47-м году высшей меры наказания и смена ключевых сотрудников в аппарате МВД. Новый министр Николай Дудоров взял борьбу с «законниками" под особый контроль. По его личному распоряжению под Свердловском был создан специальный лагерь - для воров в законе. Так стало возможным заставить этих особых преступников трудиться, ведь иных заключенных в новом лагере просто не было. Отказавшихся лишали еды.
По распоряжению Генерального секретаря к делу перевоспитания воров подключилась мощнейшая пропагандистская машина СССР. В прессе печатались письма раскаявшихся воров. Кинематограф выпускал соответствующие фильмы.
Через несколько лет, успешно отчитавшись, об окончании работы, государство свернуло преследование «законников». С тех пор и считалось, что в советском обществе этого позорного явления нет. По одним данным, к концу пятидесятых годов от общей массы коронованных воров в законе, существовавших в сороковые, осталось всего лишь 3 %, по других – из тысячи с лишним около ста человек.
Однако уже в 70-х стало понятно, что воры в законе никуда не исчезли. И даже когда строй поменялся, многие из представителей этой касты приобрели известность и популярность рок-звезд.