Известный саксофонист-любитель Билл Клинтон в пору своего проживания в Белом доме при слове «кризис» сразу задавал вопрос: «Где ближайший авианосец?!».
Так заботливая мамаша при каждом крике несмышленого дитяти судорожно ищет, где же соска…
Если бы внешний вид убивал…
Так уж вышло, что авианосцы стали не просто боевым кораблем, но и неким художественно-политическим образом, своего рода мемом – символом военного могущества Соединенных Штатов. Всякий желающий легко представит себе, как к берегам недостаточно лояльной Белоруссии подплывает трехсоттридцатитрехметровая громадина ударного авианосца из семейства «Нимицев» – и там сразу наступает цивилизованный мир и повальная демократия. А если до сих пор не наступили, то лишь по недосмотру Всевышнего, забывшего создать Белоруссии морскую границу. Но если отрешиться от картинок для взрослых детей, то все предстает в несколько ином свете.
Несомненно, американские авианосцы типа «Нимиц» на сегодняшний день в своем классе представляют вершину кораблестроительного искусства. Правда, США готовятся вести в строй новый, еще более мощный авианосец «Джеральд Р. Форд» Сейчас этот корабль только проходит испытания, и дальнейшая его судьба определится в ближайшие годы. Но на его строительство уже потрачено 12,9 млрд долларов и еще 3,3 млрд – на военные исследования, связанные с его эксплуатацией. Что приобретет США за эти деньги – еще предстоит узнать, но уже понятно, что игрушка получилась весьма дорогостоящая.
Каждый выход такого монстра и кораблей его сопровождения, (а это не лоцманский катер, а крейсера, эсминцы, подводные лодки…) стоит колоссальных денег, но дает, прямо скажем, не слишком отчетливый результат. Не так давно США пытались надавить на Иран, заставить его свернуть ядерную программу – сразу пять авианосных групп устремились в Персидский залив. Так иранцы не отвлеклись от запуска центрифуг даже для того, чтобы поглазеть на вещественное проявление мощи американского гнева. Та же история произошла и с тремя авианосцами, отправленными к берегам КНДР. Корейцы честно сказали, что примут бой – и на этом акция устрашения закончилась.
Что же происходит? Почему потенциальные жертвы не преисполнены ужаса пред грозными плавучими аэродромами?
Первым делом самолеты…
Попробуем разобраться. Конечно, сам по себе авианосец – штука весьма брутальная. Но при этом главная ее ударная мощь – самолеты палубной авиации. Корабли класса «Нимиц» – на данный момент главная ударная сила авианосного флота – могут нести на борту до 90 летательных аппаратов. Но в этой впечатляющей цифре есть небольшое лукавство. Если речь идет только о самолетах, то подобное количество машин на авианосце можно только перевозить из пункта А в пункт Б, превратив его в «авиавозец». В обычном же режиме в указанное число входят и транспортные самолеты, и противолодочные вертолеты, и беспилотники, и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, и заправщики, которые в боевых действиях напрямую не участвуют.
Таким образом, непосредственно ударная сила (на сегодняшний день) – 48 истребителей-бомбардировщиков «Хорнет» – по сути, авиационный полк. При этом палубная авиация в силу особенностей базирования по большинству характеристик слабее чем наземная. Катапульты «Нимица» могут обеспечить до 120 вылетов в день. «Рекордные» 197 вылетов, показанные на учениях, можно смело забыть, ведь взлет, облет корабля и посадка в «голом виде», без какой бы то ни было боевой нагрузки, – это чистой воды показуха.
Таким образом громада, стоившая бюджету США, а значит и планеты несколько миллиардов долларов, обходящаяся в обслуживании в 160 миллионов в год (не считая обслуживания авиационного парка, закупки топлива, боеприпасов и т.д.), доставила к далеким берегам не слишком сильный и не особо мобильный авиаполк. И если далекому берегу есть чем ответить, то этой угрозой можно просто пренебречь. Как показали действия кораблей Военно-морского флота США в Черном море, подобным гостям «свет тушится» без особых проблем. Ну а без сложной радиоэлектроники, систем навигации, наведения, взлета/посадки уже никто никуда не летит и не стреляет. И становится эта громада самоходной мишенью.
Но и в реальных вооруженных конфликтах, где всерьез применялись авианосцы, которым, по сути, ничего не мешало, как это было в Сербии или Ираке, доля реального участия сил флота в боевых действиях не превышала 10-15 процентов от общего числа вылетов. Эффективность же их была заведомо ниже, чем у авиации сухопутного базирования.
Таким образом, если государство, к берегам которого посылается авианосная группа, сохраняет спокойствие и готово дать серьезный и бескомпромиссный отпор «авианосителям демократии», то эта страна уже выигрывает. Поскольку прогон вхолостую каждого из таких авианосцев с группой поддержки стоит колоссальных денег, при этом дает нулевой результат с военной точки зрения и отрицательный – с политической. Навязчивый призрак возможности потопления столь дорогостоящей игрушки и вовсе леденит душу Белого дома и Пентагона.
Но, быть может, это нереально? Быть может группа, возглавляемая авианосцем, – настоящая плавучая цитадель неприступная с моря, из-под воды, с воздуха и с суши?
В эту игру можно играть вдвоем…
Нет, это не так. Как показал опыт американских же учений 2002 года, грозный авианосный кулак имеет шанс быть разобран по косточкам, причем отнюдь не за счет технического военного превосходства «вероятного противника». Скандал тогда разыгрался нешуточный. Американский генерал морской пехоты Пол Ван Рипер, командуя технически отсталыми (по условиям учений) «красными», но не желая играть роль мальчика для битья, вдребезги разнес ударную авианосную группу «синих». При этом на условное дно были пущены авианосец, десять крейсеров и пять больших десантных кораблей (тоже имеющих палубную авиацию). Взбешенное командование велело «переиграть» учения, однако факт остается фактом. Ни защитить флагман, ни защититься сама эскадра не смогла. И существенных изменений в боевой подготовке американских ВМС с той поры не было заметно. Комментарии излишни.
Что уж тут говорить о военных действиях против государств, для которых самозащита – вопрос жизни и смерти?
Так, скажем, для американского флота стала неприятным открытием эффективность российских ракет «Калибр» в Сирии. Новость же о том, что эти ракетные комплексы могут размещаться во всех трех стихиях, что их можно монтировать на любой траулер, и вовсе заставила командование американского флота изрядно понервничать, поскольку отразить массированный удар подобных ракет не способна ни одна ныне действующая система ПВО. Надежда на корабли сопровождения тут тоже не велика: став «железным щитом» вокруг авианосца эти корабли подставляют сами себя. Как показал Фоклендский конфликт, где устаревшие аргентинские ВВС, не особо напрягаясь, потопили треть британской эскадры, вариант с затыканием грудью «ракетной амбразуры» – дело накладное и бесперспективное. И ведь это не все, что приготовлено к приему гостей. Есть и куда более новые мощные ракеты, есть тяжелые торпеды, есть морские диверсионные части… Вот, кстати, несколько материалов по теме «неуязвимости» плавучих гигантов:
«Королева Елизавета» – самый нелепый авианосец в современной истории
Сколько продержится в бою современный авианосец
Самое засекреченное подразделение российских ВМС: «морские дьяволы»
Так что время авианосцев стремительно уходит в прошлое. Современные противокорабельные ракеты ставят на них крест, как в свое время бомбардировочная и штурмовая авиация закончила эпоху линейных кораблей. Соска для президента оказалась пустышкой.
Может ли тут что-то изменить новейший авианосец «Дж. Р. Форд»? Очень вряд ли. Конечно, этот «корабль будущего» превозносится американскими СМИ как некое абсолютное оружие. На его борту этого корабля будут располагаться новейшие F-35, которых, правда, пока нет в природе и непонятно, появятся ли они вообще. Электромагнитные катапульты доведут количество взлетов до 160 – но пока сами катапульты существуют только в выставочных образцах и не готовы к реальному использованию. Противокорабельные ракеты будут сбиваться лазерным оружием – тут можно только устроиться поудобней и запастись попкорном, ведь и действующее лазерное оружие пока что лишь фантастическое допущение. Зато удары по бюджету Пентагона эти проекты наносят весьма ощутимые. Изменится ли обстановка – можно лишь гадать.
На данный же момент под американским военно-морским флагом ходит 10 многоцелевых авианосцев. Плюс к этому – недостроенный «Дж. Р. Форд». Чтобы удовлетворить тревожный интерес бывшего американского президента, сразу нужно оговориться – бóльшая часть этих водоплавающих монстров тихо ржавеет либо в портах самой Америки, либо на военно-морских базах США. Гонять их по миру просто так, для демонстрации флага, – удовольствие слишком дорогое.