Сражения Второй мировой войны, проходившие без участия советских войск, мало известны россиянам.
Между тем многие страницы этой истории тоже написаны нашими соотечественниками, по различным причинам оказавшимися в рядах армий союзников.
В британской армии легендарной личностью стал русский эмигрант Владимир Пеняков, создавший уникальный по тем временам отряд спецназа. Бойцы этого мобильного отряда совершали многокилометровые ночные рейды по оккупированным немецкими и итальянскими войсками Ливии и Тунису, нанося серьезный ущерб тыловым подразделениям противника.
Возможность реализовать нерастраченный потенциал
Боевой офицер Первой мировой войны Владимир Пеняков, проживавший в эмиграции в Египте, встретил Вторую мировую войну в достаточно солидном возрасте – ему было 43 года. Так что ему пришлось скинуть себе несколько лет, чтобы его взяли добровольцем в британскую армию.
Боевой офицер, на протяжении многих лет совершавший одиночные поездки по пустыне, мог прекрасно обходиться без радиосвязи, ориентируясь по самодельному солнечному компасу и звездам. Наблюдая за птицами и животными, он мог безошибочно находить источники воды и пищи, совершая многодневные ралли-рейды по абсолютно пустынной территории.
Неудивительно, что пожилого русского категорически не устроила предложенная ему должность командира подразделения, охранявшего важные военные объекты. Помнивший свой боевой опыт Пеняков предложил создать из местных арабов и европейских добровольцев летучий отряд диверсантов, которые имели бы возможность совершать затяжные рейды по вражеской территории.
«Черные береты» Пенякова
В начале 1942 года, после долгих проволочек, Пенякову доверили создание небольшого отряда пустынных разведчиков в количестве 23 человек. Группа разведчиков-диверсантов была обеспечена автомобилями «Виллис» из расчета одна машина на двух бойцов. Попский одним из первых принял решение срезать кузов авто и установить на шасси пулеметы.
Возле водителя стоял стационарно закрепленный пулемет Browning М-1919 калибра 7,62 мм, дававший последнему возможность вести огонь одной рукой, не выпуская руль из другой. А в кузове на специальной подставке размещался 12,7-милиметровый Browning М-2 (чем не современный джихад-мобиль?).
Личным оружием бойцов были пистолеты «Кольт», практически безотказные пистолеты-пулеметы Томпсона, а также гранаты и различные ножи, в том числе, предназначенные для метания в цель.
Из-за сложности произношения русской фамилии Пеняков майору присвоили позывной «Попский», а всех его подчиненных называли «частной армией Попского». Отличавшийся отменным чувством юмора командир разработал для своих подчиненных особые знаки различия – черный берет с металлическим значком в виде астролябии, и такой же черный шеврон с надписью «PPA» (Popski’s Private Army).
Ужас, летящий на крыльях африканской ночи
Командир никогда не отправлял в рейд всю группу, оставляя бойцов для прикрытия и помощи. Обычно в рейдах и атаках на противника участвовали шесть «Виллисов» с 12 военнослужащими, а вспомогательная группа находилась недалеко, готовая прийти на помощь товарищам.
Итальянцы настолько боялись отряда Пенякова, что удваивали и утраивали количество ночных нарядов. Что, впрочем, им никогда не помогало.
Настоящей легендой стало неожиданное нападение армии Попского на военный аэродром Барс, расположенный на юге ливийской области Джебель-аль-Ахдар. Совершившим молниеносную атаку британцам удалось уничтожить 32 итальянских военных самолета, спокойно уйдя от организованной погони.
Следующей успешной операцией стало нападение на нефтебазу итальянских бронетанковых войск Аль-Кубба. Спецназовцы Пенякова уничтожили охранение и подожгли емкости с бензином. По оценкам историков, в результате атаки сгорело такое количество топлива, которого хватило бы на двухнедельное ведение боевых действий соединением из 200 танков.
Отличная маскировка и невероятная дерзость
Бойцы спецназа, большинство из которых были арабами, постоянно переодевались, представляясь итальянскими военнослужащими. Это позволило уничтожить большое число тыловых подразделений противника, а также доставить командованию значительное количество важной информации и офицеров-«языков».
Именно отряд Пенякова во время Тунисской операции нашел надежный проход в песках и помог танковым соединениям союзников обойти танковую армию Роммеля. Фланговый удар был настолько неожиданным, что прославленный немецкий генерал вынужден был отступить, а вскоре и признать свое полное поражение.
После освобождения Северной Африки от фашистов армию Попского в полном составе десантировали в Северную Италию. Отличное знание итальянского языка позволяло его бойцам неоднократно входить в доверие к немцам, выкрадывая языков прямо из расположений своих подразделений.
Спасти товарищей любой ценой
Свой последний бой прославленный командир принял в декабре 1944 года. Уже произведенный в подполковники Пеняков получил сообщение от небольшой группы британских солдат, которые были заблокированы ротой фашистов в небольшом итальянском селении.
Невообразимо наглый по исполнению удар, когда «Виллисы» Папского на полном ходу ворвались в селение, заставил фашистов панически бежать. Победа была абсолютной, но сам Пеняков, находившийся в первых рядах атакующих, получил серьезное ранение левой руки, которую пришлось ампутировать.
В 1950 году он опубликовал главный труд своей жизни. Книга так и называлась – «Частная армия Попского». В ней офицер рассказывал о боевых столкновениях и операциях.
Немало воспоминаний оставили и его подчиненные, которые буквально боготворили своего командира. О чем говорить, если за несколько лет боев через это подразделение прошел всего 191 человек, причем многие из них сами стали командирами других разведывательных отрядов и групп, используя навыки, полученные в РРА! Общие потери «армии» за три года сражений составили 10 человек убитыми и 17 ранеными, а еще один боец попал в плен, будучи раненным в бою.
* * *
К сожалению, Британия так и не оценила по достоинству талант Владимира Пенякова, хотя и использовала его по полной программе. Чопорных английских генералов шокировали отдельные операции, напоминающие сейчас сцены из современных голливудских боевиков, а самого офицера считали неуправляемой личностью, с которой лучше не связываться.
Что ж, действительно эти бойцы, считавшиеся отпетыми головорезами, в буквальном смысле этого слова вырезали попадавшихся на их пути противников, захватывая важнейшую разведывательную информацию. За это их благодарили устно, но практически не отмечали в наградных документах. Не по-британски они воевали с фашизмом, не по-джентльменски, забывали раскланяться перед часовыми во время ночных нападений на секретные базы.
В 1951 году так полностью и не оправившийся от ран Владимир Пеняков умер, навсегда оставшись легендарным русским командиром первого в своем роде подразделения британской армии спецназа. Подразделения, бойцам которого не запрещали носить неуставные черные береты и шевроны «Частной армии Попского».