История парашютов от Као Яна до наших дней

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
Испокон веков люди смотрели в небо, мечтая о полете. Но полететь-то несложно – куда труднее вернуться на землю живым. Более тысячи лет инженеры всего мира решали эту задачу.

Легенды без доказательств

О полете человека есть немалое количество упоминаний с глубокой древности. Мифические Дедал и Икар, поднявшиеся в воздух с помощью самодельных крыльев, – далеко не первые летающие люди в фольклоре. Да и средства для торможения падения были известны с давних времен. Так, в старинных китайских рукописях описаны подобные зонтам устройства, да и в отчетах европейских мореплавателей рассказывается о китайских акробатах-трюкачах, спускавшихся с высоты под большими зонтиками. Своеобразными парашютами можно считать и воздушных змеев, запускать которых китайцы умели уже много столетий. Известно, например, что безумный садист император Као Ян династии Ци, который правил Китаем в 550-557 годах нашей эры, запускал в небо на воздушных змеях захваченных в плен членов предыдущей династии. А тех, кто сумел приземлиться живым, казнил более традиционными способами.

Испанский путешественник по Африке описывал развлечение, которое ему устроил местный царек: члены племени прыгали со скалы, держа в руках некое приспособление, сделанное из пальмовых ветвей, похожее опять-таки, на большой зонт.

Писатели Древнего Рима Овидий и Апулей описывали в своих трудах благополучные приземления с большой высоты. Японцы с помощью пилотов воздушных змеев проводили разведку над станом врага, а их воины-ниндзя с воздуха проникали в тщательно охраняемые замки.

Во времена правления Ивана Грозного смерд Никитка Лупатов прыгнул с колокольни с деревянными крыльями прямо на глазах изумленного царя и его свиты и сумел приземлиться невредимым. Но был схвачен, обвинен в бесовстве и ереси и казнен.

Распятская церковь-колокольня, Александровская слобода (ныне г. Александров), откуда совершил прыжок первый русский бейсджампер Никита Лупатов. Фото: wikimedia.org
Распятская церковь-колокольня, Александровская слобода (ныне г. Александров), откуда совершил прыжок первый русский бейсджампер Никита Лупатов. Фото: wikimedia.org

Изобретение парашюта

Обо всем этом есть записи, легенды, рассказы, но нет никаких технических характеристик и точного описания этих приспособлений. А первый внятный проект парашюта принадлежит гению Леонардо да Винчи. В его «Атлантическом кодексе» 1495 года сохранился рисунок с рекомендациями по устройству купола, материалам и размерам.

Он спроектировал четырехгранную пирамиду из полотна, пропитанного крахмалом для улучшения воздухонепроницаемости. Ширина полотна у основания – 12 локтей, то есть площадь леонардовского купола составляла почти 60 кв .м. Для сравнения, площадь парашюта летчика-планериста ПЛП-60 – 54 кв.м. Так, что, как видим, Леонардо рассчитал практически безопасное средство торможения падения.

Парашют Леонардо да Винчи, рисунок 1495 года. Источник: wikimedia.org
Парашют Леонардо да Винчи, рисунок 1495 года. Источник: wikimedia.org

Но в те времена в фаворе были войны, в цене были военные машины, а не развлекательные прыжки под шатром со скал. Расчеты парашюта были отложены в долгий ящик, как и многие другие изобретения великого итальянца.

Еще одной невостребованной, но достаточно подробной работой по созданию парашюта стали изыскания другого итальянского ученого, Фауста Веранчино. Он изучил труды Леонардо, взял за основу его изыскания, но добавил кое-что и от себя: заменил льняной купол да Винчи куском паруса и уточнил, что размеры купола должны зависеть от веса парашютиста. Веранчино не только создал свой парашют, но и совершил с ним прыжок с братиславского собора Святого Мартина. Об этом есть запись в его работах, но, увы, ни одного подтверждения от свидетелей.

Рабочие модели

Если на работы да Винчи и Веранчино не было спроса ввиду отсутствия летательных аппаратов, то француз Ленорман со своим изобретением попал в нужное время. Первые полеты на воздушных шарах в 1783 году принесли и первые человеческие потери, так что предложенный Ленорманом спасательный аппарат пришелся весьма кстати. По иронии судьбы, хоть Ленорман и создал вполне рабочую версию парашюта, (да и ввел в обиход само слово «парашют»), его изобретением никто и никогда так и не воспользовался. Единственными пассажирами спасительной ивовой корзинки стали животные, которых в рамках исследований Ленорман сбрасывал под куполом с двадцатишестиметровой башни обсерватории в Монпелье.

Годом позже Жан-Пьер Бланшар подвесил под своим воздушным шаром купол собственной конструкции: его парашют держался в раскрытом положении с помощью металлических спиц (зонт в чистом виде!). Другой французкий воздухоплаватель, Горнерен, удалил из купола Бланшара утяжелявшие его спицы, оставив лишь обруч по низу, не дающий кромке схлопываться. Именно ему удалось совершить первый успешный прыжок с парашютом – это случилось в Париже 22 октября 1797 года. Гарнерен разрезал веревку, соединявшую воздушный шар с парашютным куполом, и благополучно приземлился, размахивая флагом Франции. Ему, кстати, принадлежит также изобретение полюсного отверстия в центре купола, которое служит стабилизирующим фактором при снижении, уменьшая раскачивание парашюта.

В 1910 году портной по фамилии Рейхельт получил в Париже патент на собственный вид парашютной системы. Его купол особенным образом укладывался вокруг тела и должен был раскрываться под влиянием воздушных потоков. В 1912 году отчаянный портной прыгнул с Эйфелевой башни, но что-то пошло не так: этот подвиг стал последним в его жизни, а идею подобных систем признали нежизнеспособной.

Первый спуск парашюта Котельникова, 1938 год. Фото: wikimedia.org
Первый спуск парашюта Котельникова, 1938 год. Фото: wikimedia.org

Русская революция

Огромный вклад в развитие парашютов внесли русские инженеры и ученые.

В архивах Русского технического общества есть доклад поручика Карманова об управляемом парашюте его изобретения. Позже устойчивость парашюта изучал талантливый ученый Репман, инженер Николай Ягн предложил четырехсекторный купол, также хорошо гасивший колебания. В историю вошел советский специалист Глеб Котельников, который изобрел ранцевый авиационный парашют. Им же была создана и подвесная система с карабинами, которую можно было отстегнуть при приземлении в неблагоприятных условиях.

А в 1936 году братьями Дорониными был создан первый в мире прибор для принудительного раскрытия парашюта. Это стало настоящей революцией в деле экстренного спасения жизней и навсегда вписало имена братьев в историю парашютизма.

Но, конечно, прогресс не стоит на месте. И парашюты, и подвесные системы, и прибор Дорониных претерпели массу изменений, круглые купола вытеснены более маневренными и скоростными парашютами типа «крыло». С приходом новых материалов купола стали меньше, легче, подвесные системы компактнее и удобнее. Страхующие приборы имеют до сорока степеней электронной и механической защиты, так что раскрытие парашюта практически гарантировано. Некоторые современные купола развивают горизонтальную скорость до 100 км/ч, но в то же время продуманная система управления позволяет быстро уменьшить скорость до нуля, тем самым обеспечив безопасное приземление.

Выход «под хвост» – десантирование через грузовой люк. Фото: pxhere.com
Выход «под хвост» – десантирование через грузовой люк. Фото: pxhere.com

Но еще до всех этих сверхтехнологичных изобретений наши парашютисты держали высокую планку во всем мире. С 1954 года и по наши дни не было чемпионата мира, на котором бы советские, а после и российские спортсмены не взошли на пьедестал почета во всех парашютных дисциплинах без исключения.

Показательные выступления российских спортсменов не оставят равнодушными ни одного зрителя. Фото: mil.ru
Показательные выступления российских спортсменов не оставят равнодушными ни одного зрителя. Фото: mil.ru

Сегодняшние прыжки с парашютом – это уже скорее захватывающее приключение, экстремальное развлечение, а не героизм. Но как бы там ни было, нужна огромная смелость, чтобы, добровольно оставив твердую опору, сделать шаг в небо. Но если вы сделаете этот шаг, он изменит вас навсегда: глядя в небо, вы каждый раз будете видеть не облака, а разрывы между ними.






Три утонувших девушки в Сочи после полета на парашюте: почему в этой новости очень много странного
Разработана система для прыжков с парашютом для собак