Почему Святки не так святы
6 января начались Святки. Продлятся они вплоть до Крещения 19 января. Удивительным образом эти 13 дней вмещают в себя и православные традиции, и откровенно языческие - с гаданиями, колядками и разгулом всякой нечисти, которую, по легенде, сам Господь, обрадованный появлением на свет наследника, выпустил из ада порезвиться. Ну а тут уж верьте не верьте, но никто не застрахован от встречи с потусторонними силами.
В «страшные» дни, когда новорожденный Христос еще не окрещен, на Землю десантируются особые демоны: святке - нечистый дух в облике человека или животного и святочницы - малосимпатичные, с головы до пят покрытые волосами барышни. Говорят они мало, больше мычат, любят затаиться в неосвещенном помещении, иногда выбираются на улицу. Встреча со святочницами чревата последствиями: коготки у них острые - ногтями отколупывают от человека куски мяса, пока тот не испустит дух. Но девчонки любят побрякушки. Если бросить под ноги святочнице бусы или другое украшение, она, возможно, замешкается, а вы тем временем унесете ноги.
Кроме этих прелестниц, навести шухер способны и другие представители нечисти. Компания у них серьезная, поэтому желательно этих баловников знать в лицо.
- Итак, Аука - дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.
- Бабай - тот самый, которым пугают ребятишек. В поверьях северных районов России это страшный кривобокий старик. Бродит по улицам с палкой, которой может и огреть.
- Вилы - духи, принимающие облик девушек с крыльями и в волшебных одеждах: кто их разденет, тому подчиняются. Если отнять крылья, становятся простыми женщинами. Только ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, поэтому они всегда ходят в длинных юбках. Если обидятся, могут отомстить. Способны убить взглядом.
- Диконькие мужички - существа небольшого роста, с бородой и хвостом. Бродят в полночь по лесу, перекликаясь страшными голосами, нападают на людей, могут защекотать до смерти.
- Жердяй - нечистая сила, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей.
- Злыдень - невидимка, который, поселившись в укромном уголке, приносит дому несчастья.
- Ичетик - помощник водяного: подмывает берега, разрушает мосты. Как всякая нежить, любит играть в карты и пить бражку.
- Караконджалы - водяные демоны. Появляются из воды или пещер в период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 2 января) до Крещения (или Бабина дня, 21 января). Вредят в основном женщинам и детям - царапают им лица, пьют кровь, пожирают. Часто приманивают ко льду и топят в полынье. Выступают в облике коней с человеческой головой или голых людей, покрытых колючками.
- Мавки - злые духи, в которых превращаются умершие до крещения дети. Спереди у них человеческое тело, а спины нет, поэтому видны все внутренности.
- Мара - слуга славянской богини зимы и смерти Мараны. Дух болезней, носит голову под мышкой, бродит по ночам под окнами домов, шепчет имена домочадцев: кто отзовется, тот должен умереть.
- Матохи - духи, производящие всякого рода беспорядки в доме. Отсюда «суматоха», «помехи», «промахи».
- Мокруха - хулиганистый домашний дух, любит перетаскивать вещи с места на место, оставляет мокрое место там, где посидит.
- Нички - мифические существа женского рода. Ночью, особенно по пятницам, стучат в окна и шалят в домах. Раньше бабы боялись, что они выпрядут весь лен, и прятали от них подготовленные к работе волокна.
- Отеть - домовой дух, высшая степень лени.
- Подменыш - дитя Мары, которого она подбрасывала матери, у которой похищала ребенка. Подменыш был коварен, дик, очень силен, прожорлив и криклив. Он радуется всякой беде, иногда говорит старческим голосом. Приносит дому несчастья.
- Припекало - блудливый, хитрый божок, покровитель супружеской неверности. Склонял мужчин к изменам.
- Трясовицы - демоны болезни, представляемые в виде двенадцати безобразных женщин.
- Шиликуны - проклятые или погубленные матерями младенцы, духи которых вылезают из проруби или болота, заостренными головами раздалбливая лед. Толкутся на перекрестках, железными крюками ловят людей. Заманивают в сугроб, заглядывают в окна, неся дурное предзнаменование.
- Шишига - маленькие беспокойные духи, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке.
- Ырка - злой ночной дух со светящимися глазами. Нападает на одиноких путников. Укрут, его помощник, приносит ему непослушных детей в мешке, у которых ырка выпивает кровь. Боится огня.
Черт голову сломит
Самый растиражированный злыдень святочный недели - тот, чье имя нельзя произносить. Мы-то знаем, что это черт, но в былые времена его обозначали кучей псевдонимов и эвфемизмом, потому что боялись: кликнешь черта - он и появится. Кликух у него было множество: лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и другие. Черти вылезают из преисподней, где мучают грешников, свободно передвигаются по миру (ночью могут появиться даже в церкви), превращаются в черную кошку, собаку, свинью, змею, принимают и человеческий облик - могут обернуться соседом или мужем. Расхожая версия происхождения - Бог сбросил с неба предавших его ангелов. При падении они переломали себе ноги, оттого и хромают. В древности люди верили: нечисть появляется в тот момент, когда дьявол мочит руки и отряхивает воду. По другой версии, черти - плевки Господа.
Они провоцируют на преступления - «бес попутал», самоубийство, пытаются заполучить душу. Соблазняют женщин, отчего рождаются злые, уродливые дети. Когда черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти могут насылать непогоду, сами превращаются в вихрь, про который говорят: «Черт с ведьмой венчается». Брошенный в такой вихрь нож окрашивается кровью.
Строго по понятиям
В тюремной иерархии чертями называют представителей низшей касты заключенных. Они не пользуются авторитетом у других арестантов, не могут за себя постоять. На зоне живут с «мужиками» - сидельцами, совершившими преступление в результате трагического стечения обстоятельств.
Спорить и возражать «черти» не могут и должны делать все, что им говорят более авторитетные заключенные. Выполняют грязную работу - стирают их одежду, метут пол. Сломленные обстоятельствами, они редко моются, неопрятно одеваются. Другие названия попавших в эту касту сидельцев - «чушки», «шныри» или «кони».
Береженого бог бережет
- Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома, - писал Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (1880 г.).
Для защиты от нечисти соблюдалось множество заповедей и правил поведения.
- После праздничной трапезы остатки еды оставляли на столе - для душ умерших родственников.
- При готовке не разрешалось пробовать еду, стучать ложкой о край кастрюли или горшка.
- Во время ужина не стоило дуть на ложку с чем-то горячим, пользоваться ножом, поднимать упавшую ложку, ставить локти на край стола, шуметь.
- С Рождества до Васильева дня (14 января) нельзя было подметать и выносить мусор из дома (чтобы не вынести удачу), выливать за порог воду (чтобы не облить души умерших).
- Соблюдались запреты шить, вязать, стирать, рубить, колоть шилом, иначе на свет могли появиться увечные дети и больной приплод у скота.
- Считалось опасным выходить из дома после захода солнца, особенно беременным женщинам. Супругам следовало избегать половой близости, чтобы зачатые в это время дети не стали упырями.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов