Светофоры запретили на полвека из-за взрыва
Разработчики предлагают вмонтировать светодиоды прямо в асфальт, где проложен пешеходный переход. Внедрение устройства не потребует сложных строительных или инженерных работ. Зато убережет чью-то жизнь и избавит водителей от седых волос.
Светофор - как велосипед: казалось бы, что тут можно еще изобрести. Но сибиряки молодцы - осталось воплотить идею. И вообще респект всем, кто продвигал использование сигнальных световых устройств на дорогах. 5 августа 1914 г., 110 лет назад, в американском Кливленде впервые смонтировали систему из четырех электрических светофоров. Они были громоздкими, шумели, управлялись вручную полицейским, который сидел поблизости в будочке, но сделали ситуацию на дорогах более безопасной. Сегодня эту дату отмечают как Международный день светофора. Правда, история изобретения световой регуляции уличного движения началась раньше, и не в Новом, а в Старом Свете.
Улица полна неожиданностей
10.12.1868. Первый в истории светофор появился в Лондоне возле Британского парламента. Изобретатель Джон Пик Найт - спец по железнодорожным семафорам. Светофор имел две стрелки: горизонтальная означала сигнал «стоп», а опущенная под углом в 45 градусов - движение с осторожностью. В темноте использовали газовый фонарь. Вращаясь, он подавал сигналы красного и зеленого цвета.
2.01.1869. Газовый фонарь взорвался, полицейский, который управлял им, получил травму. И светофоры в Европе запретили аж на 53 года.
1910. Запатентована автоматическая система переключения светофора, работающая без участия человека. Автор - Эрнст Сиррин из Чикаго. Для сигналов он применил таблички с надписями Stоp (остановиться) и Prоceed (идти).
1912. Изобретатель Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити разработал агрегат с круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цвета. Правда, ноу-хау не запатентовал.
5.08.1914. Электрические светофоры, установленные в Кливленде, при переключении издавали звуковой сигнал.
1920. В Детройте и Нью-Йорке появились трехцветные устройства: добавился желтый, информирующий, сигнал.
1922. Светофоры снова пришли в Европу - в Париж и Гамбург.
1923. Инженер Гаррет Морган получил патент США на трехпозиционный прибор. В документе было указано: «Назначение устройства - сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле».
1927. Зажегся первый английский светофор - в городе Вулверхэмптоне.
30.12.1930. Электрический светофор установили в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Им управлял регулировщик.
1931. Подобное устройство заработало в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов. Следом новинка появилась в Ростове-на-Дону.
1932. Слово «светофор» внесли в словари русского языка.
1959. СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и светофор стал таким, каким мы его знаем. До этого зеленый свет был вверху, а красный – внизу.
1960-е. Появились световые устройства для пешеходов - прямоугольные с двумя секциями, где красным написано «стойте», а зеленым - «идите».
1970-е. Светофоры оборудовали пультами с кнопками - пешеход мог включить себе зеленый свет, а перед водителем загорался красный. Тогда же внедрялась централизованная система автоматического регулирования светофорами - аналог сетевой интеллектуальной транспортной системы.
1990-е. Начались эксперименты со светодиодными панелями.
2000-е. В эксплуатацию вводятся инновационные модели с встроенными видеокамерами. Интеллектуальные светофоры умеют:
- фиксировать данные о состоянии дорожного потока и возможных пробках;
- корректировать длительность фаз в зависимости от загруженности перекрестка;
- измерять СО2 в воздухе, определять погодные условия.
Чему их научат в будущем: - транслировать сигнал на лобовое стекло каждого автомобиля - не заметить его будет невозможно;
- предупреждать водителей о приближении к перекрестку;
- регулировать яркость сигналов в зависимости от освещенности на дороге, использовать солнечные панели.
Он узнает его из тысячи
В столице тестируют светофор с биометрической камерой распознавания лиц. Система фиксирует пешеходов, не соблюдающих ПДД, и транслирует их изображение на электронное табло рядом с переходом. Но чтобы узнать личность нарушителя, потребуется доступ к единой государственной биометрической базе, которую нужно еще создать. Кроме того, при распознавании лиц на улице велик риск ложных срабатываний. Так что о широком внедрении системы говорить рано. И слава богу.
Желтый свет - дороги нет
Меня как автолюбителя интересует: если я стою на светофоре, а сзади подъезжает скорая помощь с включенной мигалкой и сиреной, я должен ее пропустить?
- Пропускать скорую надо, но за пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал вам, скорее всего, прилетит штраф - тысяча рублей, - поясняет юрист Павел Седых. - Чтобы его оспорить, надо в суде доказать, что вы уступали дорогу спецтранспорту. Потребуются свидетели, видеозаписи. Возможно, суд отменит наказание. Но если скорую вы не пропустите, заплатите пять тысяч. А самое главное - врачи могут не успеть спасти чью-то жизнь. Поэтому по-человечески медиков лучше пропустить, а тысячу заплатить и забыть.
За проезд на желтый сигнал светофора пришел штраф. Почему?
- Желтый свет запрещает движение автомобилистов. Проехать на него можно только если не успеваете остановиться без экстренного торможения. Штраф за нарушение - тысяча рублей. Если маневр повторится в течение года, он вырастет до пяти тысяч. Могут и прав лишить на полгода. Хотите оспорить наказание - проводите техническую экспертизу. Но она дорогая и не гарантирует, что штраф отменят.