Обыкновенное кинозверство: ради эффектной «картинки» четвероногим актерам ломают ноги и сжигают их заживо

Злополучная сцена с падением лошади в картине «Мой любимый чемпион»

Скандал вокруг фильма «Мой любимый чемпион», вышедшего в прокат в конце июня, всколыхнул болезненную тему жестокого обращения с животными, которое до сих пор позволяют себе кинематографисты. Во время съемок картины, рассказывающей о дружбе 13-летней девочки и коня Джонатана, ему связывали веревкой передние ноги, чтобы он «красиво» упал в кадре. 600-килограммовое животное грохнулось себе на шею, придавив каскадершу.

Фильм уже шел в кинотеатрах, когда на кадры со съемок обратили внимание зоозащитники. Оказалось, животное не только стреножили - видно, как трое рабочих дергают за веревку, чтобы помешать ему взять барьер. Этот прием - подсечка, во многих странах он запрещен.

- Позволить так издеваться над лошадью в мире, где уже существует ИИ и каскадеры по сути вообще не нужны. Эти люди не просто не борются с жестоким обращением, эти люди спонсируют издевательства над лошадьми, - возмутилась глава благотворительного фонда Lirs Help Елена Овсиенко.

В Федерации конного спорта, при поддержке которой снимался фильм, заявили: эпизод не был с ними согласован, но трюк безопасен. Режиссер ленты Александр Данилов отбрыкивался, мол, в съемках участвовал «каскадерский конь», он не пострадал и снялся еще в ряде проектов. Но президент Гильдии каскадеров России Александр Иншаков назвал произошедшее «смертельно опасной историей» и возмутился:

- Мы заставили наших ребят учить лошадей делать завал. По договоренности со всадником лошадь по команде падала в нужном направлении без последствий и для себя, и для всадника. А то, что вы видели, - такие вещи надо пресекать.

После скандала с «…любимым чемпионом» появилась петиция о запрете картины к показу. Ее рейтинг рухнул, сборы тоже падают. Жестокость, которой полно в реальной жизни, люди не желают видеть еще и на экране.

Корова горела очень убедительно 

Убивают по-настоящему

В истории кино полно жутких эпизодов, когда режиссеры заставляли четвероногих актеров страдать по-настоящему.

Первое, что приходит в голову из этого ряда, - горящая корова в фильме Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Режиссер уверял: буренку покрыли асбестом, и она не пострадала. Но участники съемок рассказывали, что животное погибло. Поджег ее сам Тарковский - никто больше не согласился.

Другая страшная сцена: рабочий Владимирского мясокомбината, игравший татарина, ножом рассекает коню шею. Но ее вырезали. Как и кадры, в которых лошадей сбрасывали с колокольни, - они остались только в любительской версии фильма «Страсти по Тарковскому».

Андрей Арсеньевич был изобретателен. Размышлял, «как красиво будут трепетать бабочки, если жарить их на сковородке». А на съемках «Зеркала» (1975) приказал Маргарите Тереховой отрубить голову петуху.

- «Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы правда не будете их рубить?» - «Правда», - отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!» - «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич», - говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» - вспоминала актриса.

На съемках киноэпопеи «Война и мир» (1967) Сергея Бондарчука, как утверждают, погибли две сотни лошадей. К ногам несчастных, привезенных с живодерни, крест-накрест привязывали веревки, и затягивали их, как только кони разгонялись. Они сталкивались, падали, ломали ноги. Их тут же добивали, а мясо отправляли на кухню. В другой сцене конницу сбрасывали с высоты.

- Посмотреть собралось много зрителей, в том числе детей. На глазах у всех лошадей подвели к обрыву, и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу-малу, мелькающие в воздухе головы, ноги - снимали. Сцена получилась не просто достоверной - натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: «Их все равно на мясо!» - вспоминал худрук конного театра «Каскадер» Мухтарбек Кантемиров.

В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), снятой Никитой Михалковым, расстреляли живую корову.

Не пощадили буренку в «Иди и смотри» (1985). Работая над фильмом о зверствах нацистских карателей в белорусских деревнях, режиссер Элем Климов велел использовать боевые снаряды и патроны.

- Когда в кадре корову убивают, ее убивают по-настоящему. Я в пяти метрах от нее лежал. Подпрыгнул, а она упала на мое место. Я успел отскочить - чуть ли не к Элему Германовичу на руки, - вспоминал исполнитель главной роли Алексей Кравченко.

Идиотское решение

Кто-то скажет: вы специально подобрали отечественные фильмы - дескать, в СССР ни людей, ни животных не жалели? Ага, конечно. На Западе о гуманном отношении к зверью тоже не особо задумывались. Вот вам кровавая хронология.

1903: «Убийство слона электрическим током». Изобретатель Томас Эдисон, желая продемонстрировать действие электрического тока, предложил пропустить заряд через тело слона. В жертвы выбрали животное по кличке Топси, обреченное на смерть за убийство трех человек. Хотя в трагедии были виноваты люди. Дрессировщик кидал в зверя песок, спьяну пытался напоить его виски и совал ему в рот зажженную сигарету. Топси растоптала мучителя и двоих работников цирка, которые пытались ее усмирить. На голове и ноге слонихи установили провода и врубили переменный ток с напряжением более 6 тыс. вольт. Несколько секунд - и бедолага была мертва. Чудовищный эксперимент пригодился при разработке электрического стула для казни заключенных.

Перед казнью электричеством, о которой писали газеты, Топси накормили морковью, начиненной цианистым калием 

1925: «Бен-Гур». На съемках погибло около ста лошадей, и никто за это не ответил. Животных, которые начинали хромать, просто пристреливали. Убивали коз - их внутренности изображали растерзанных людей на арене. В 1959-м вышел ремейк - и опять кровавый. Чтобы лошади спотыкались и падали, натягивали проволоку - десятки животных погибли или покалечились.

1933: «Земля без хлеба». В картине Луиса Бунюэля не поздоровилось ослам. Одного бросили в пропасть, на другого напустили пчел.

1939: «Джесси Джеймс. Герой вне времени». Двум лошадям завязали глаза и направили в сторону обрыва высотой 20 м. Они свалились в озеро и утонули. После этого случая Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов во главе с политиком-республиканцем Уильямом Хэйсом поручила Американскому гуманистическому обществу (АНА) регулировать съемки с участием зверей. Был принят Кодекс Хэйса, запрещающий жестокое обращение с четвероногими. Он действовал до конца 1960-х, а потом киношники снова пошли вразнос.

1970: «Паттон». В военной драме режиссера Франклина Шеффнера, получившей семь «Оскаров», главный герой, не дрогнув, расстрелял двух мулов.

«Апокалипсис сегодня» 

1979: «Апокалипсис сегодня». Съемочная команда, орудуя мачете, зарезала буйвола. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола оправдывался, мол, рогатого и так прикончили бы туземцы. Королевское общество защиты животных Великобритании призвало бойкотировать картину, но она отхватила по паре «Оскаров» и «Золотых глобусов».

1980: «Врата рая». Кинодеятели изничтожили десяток петухов, одну лошадь взорвали, еще несколько погибло в батальных сценах. В том же году AHA добилось, чтобы в фильмах с участием хвостатых отмечали: «Ни одно животное не пострадало во время съемок». Впрочем, строго соблюдать правила не обязательно - просто у отступников могут быть проблемы с прокатом. И касаются ограничения только Голливуда.

1980: «Ад каннибалов». Герои отрезали лапы черепахе, стреляли в свинью, рубили голову обезьянам, расчленяли змею. Режиссера Руджеро Деодато за садизм даже ненадолго упекли в тюрьму. В итоге он признал, что «убивать животных было идиотским решением».

«Приключения Майло и Отиса» 

1983: «Приключения Майло и Отиса». На съемках фильма о рыжем котенке и щенке загубили не менее 20 котят. На зверей натравливали змей, сбрасывали их со скалы, кидали в воду, заставляя тонуть. Такое «доброе семейное кино».

2012: «Хоббит: Нежданное путешествие». Чудесная сказка Питера Джексона омрачена смертью не менее 27 животных, содержавшихся в отвратительных условиях.

2018: «Альфа». История о дружбе доисторического юноши и волка тоже с душком: специально обученные люди «не больно зарезали» четырех бизонов.

2018: «Наше время». В любовной драме режиссера Карлоса Рейгадаса действие происходит на ранчо, где содержат быков для корриды. В одном эпизоде бык терзает рогами мертвую лошадь, а в финале падает с обрыва.


Кстати