Обыкновенное кинозверство: ради эффектной «картинки» четвероногим актерам ломают ноги и сжигают их заживо

«Мой любимый чемпион»
Злополучная сцена с падением лошади в картине «Мой любимый чемпион»
Скандал вокруг фильма «Мой любимый чемпион», вышедшего в прокат в конце июня, всколыхнул болезненную тему жестокого обращения с животными, которое до сих пор позволяют себе кинематографисты. Во время съемок картины, рассказывающей о дружбе 13-летней девочки и коня Джонатана, ему связывали веревкой передние ноги, чтобы он «красиво» упал в кадре. 600-килограммовое животное грохнулось себе на шею, придавив каскадершу.

Фильм уже шел в кинотеатрах, когда на кадры со съемок обратили внимание зоозащитники. Оказалось, животное не только стреножили - видно, как трое рабочих дергают за веревку, чтобы помешать ему взять барьер. Этот прием - подсечка, во многих странах он запрещен.

- Позволить так издеваться над лошадью в мире, где уже существует ИИ и каскадеры по сути вообще не нужны. Эти люди не просто не борются с жестоким обращением, эти люди спонсируют издевательства над лошадьми, - возмутилась глава благотворительного фонда Lirs Help Елена Овсиенко.

В Федерации конного спорта, при поддержке которой снимался фильм, заявили: эпизод не был с ними согласован, но трюк безопасен. Режиссер ленты Александр Данилов отбрыкивался, мол, в съемках участвовал «каскадерский конь», он не пострадал и снялся еще в ряде проектов. Но президент Гильдии каскадеров России Александр Иншаков назвал произошедшее «смертельно опасной историей» и возмутился:

- Мы заставили наших ребят учить лошадей делать завал. По договоренности со всадником лошадь по команде падала в нужном направлении без последствий и для себя, и для всадника. А то, что вы видели, - такие вещи надо пресекать.

После скандала с «…любимым чемпионом» появилась петиция о запрете картины к показу. Ее рейтинг рухнул, сборы тоже падают. Жестокость, которой полно в реальной жизни, люди не желают видеть еще и на экране.

«Андрей Рублев»
Корова горела очень убедительно 

Убивают по-настоящему

В истории кино полно жутких эпизодов, когда режиссеры заставляли четвероногих актеров страдать по-настоящему.

Первое, что приходит в голову из этого ряда, - горящая корова в фильме Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Режиссер уверял: буренку покрыли асбестом, и она не пострадала. Но участники съемок рассказывали, что животное погибло. Поджег ее сам Тарковский - никто больше не согласился.

Другая страшная сцена: рабочий Владимирского мясокомбината, игравший татарина, ножом рассекает коню шею. Но ее вырезали. Как и кадры, в которых лошадей сбрасывали с колокольни, - они остались только в любительской версии фильма «Страсти по Тарковскому».

Андрей Арсеньевич был изобретателен. Размышлял, «как красиво будут трепетать бабочки, если жарить их на сковородке». А на съемках «Зеркала» (1975) приказал Маргарите Тереховой отрубить голову петуху.

- «Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы правда не будете их рубить?» - «Правда», - отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!» - «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич», - говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» - вспоминала актриса.

На съемках киноэпопеи «Война и мир» (1967) Сергея Бондарчука, как утверждают, погибли две сотни лошадей. К ногам несчастных, привезенных с живодерни, крест-накрест привязывали веревки, и затягивали их, как только кони разгонялись. Они сталкивались, падали, ломали ноги. Их тут же добивали, а мясо отправляли на кухню. В другой сцене конницу сбрасывали с высоты.

- Посмотреть собралось много зрителей, в том числе детей. На глазах у всех лошадей подвели к обрыву, и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу-малу, мелькающие в воздухе головы, ноги - снимали. Сцена получилась не просто достоверной - натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: «Их все равно на мясо!» - вспоминал худрук конного театра «Каскадер» Мухтарбек Кантемиров.

В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), снятой Никитой Михалковым, расстреляли живую корову.

Не пощадили буренку в «Иди и смотри» (1985). Работая над фильмом о зверствах нацистских карателей в белорусских деревнях, режиссер Элем Климов велел использовать боевые снаряды и патроны.

- Когда в кадре корову убивают, ее убивают по-настоящему. Я в пяти метрах от нее лежал. Подпрыгнул, а она упала на мое место. Я успел отскочить - чуть ли не к Элему Германовичу на руки, - вспоминал исполнитель главной роли Алексей Кравченко.

Идиотское решение

Кто-то скажет: вы специально подобрали отечественные фильмы - дескать, в СССР ни людей, ни животных не жалели? Ага, конечно. На Западе о гуманном отношении к зверью тоже не особо задумывались. Вот вам кровавая хронология.

1903: «Убийство слона электрическим током». Изобретатель Томас Эдисон, желая продемонстрировать действие электрического тока, предложил пропустить заряд через тело слона. В жертвы выбрали животное по кличке Топси, обреченное на смерть за убийство трех человек. Хотя в трагедии были виноваты люди. Дрессировщик кидал в зверя песок, спьяну пытался напоить его виски и совал ему в рот зажженную сигарету. Топси растоптала мучителя и двоих работников цирка, которые пытались ее усмирить. На голове и ноге слонихи установили провода и врубили переменный ток с напряжением более 6 тыс. вольт. Несколько секунд - и бедолага была мертва. Чудовищный эксперимент пригодился при разработке электрического стула для казни заключенных.

«Убийство слона электрическим током»
Перед казнью электричеством, о которой писали газеты, Топси накормили морковью, начиненной цианистым калием 

1925: «Бен-Гур». На съемках погибло около ста лошадей, и никто за это не ответил. Животных, которые начинали хромать, просто пристреливали. Убивали коз - их внутренности изображали растерзанных людей на арене. В 1959-м вышел ремейк - и опять кровавый. Чтобы лошади спотыкались и падали, натягивали проволоку - десятки животных погибли или покалечились.

1933: «Земля без хлеба». В картине Луиса Бунюэля не поздоровилось ослам. Одного бросили в пропасть, на другого напустили пчел.

1939: «Джесси Джеймс. Герой вне времени». Двум лошадям завязали глаза и направили в сторону обрыва высотой 20 м. Они свалились в озеро и утонули. После этого случая Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов во главе с политиком-республиканцем Уильямом Хэйсом поручила Американскому гуманистическому обществу (АНА) регулировать съемки с участием зверей. Был принят Кодекс Хэйса, запрещающий жестокое обращение с четвероногими. Он действовал до конца 1960-х, а потом киношники снова пошли вразнос.

1970: «Паттон». В военной драме режиссера Франклина Шеффнера, получившей семь «Оскаров», главный герой, не дрогнув, расстрелял двух мулов.

«Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня» 

1979: «Апокалипсис сегодня». Съемочная команда, орудуя мачете, зарезала буйвола. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола оправдывался, мол, рогатого и так прикончили бы туземцы. Королевское общество защиты животных Великобритании призвало бойкотировать картину, но она отхватила по паре «Оскаров» и «Золотых глобусов».

1980: «Врата рая». Кинодеятели изничтожили десяток петухов, одну лошадь взорвали, еще несколько погибло в батальных сценах. В том же году AHA добилось, чтобы в фильмах с участием хвостатых отмечали: «Ни одно животное не пострадало во время съемок». Впрочем, строго соблюдать правила не обязательно - просто у отступников могут быть проблемы с прокатом. И касаются ограничения только Голливуда.

1980: «Ад каннибалов». Герои отрезали лапы черепахе, стреляли в свинью, рубили голову обезьянам, расчленяли змею. Режиссера Руджеро Деодато за садизм даже ненадолго упекли в тюрьму. В итоге он признал, что «убивать животных было идиотским решением».

«Приключения Майло и Отиса»
«Приключения Майло и Отиса» 

1983: «Приключения Майло и Отиса». На съемках фильма о рыжем котенке и щенке загубили не менее 20 котят. На зверей натравливали змей, сбрасывали их со скалы, кидали в воду, заставляя тонуть. Такое «доброе семейное кино».

2012: «Хоббит: Нежданное путешествие». Чудесная сказка Питера Джексона омрачена смертью не менее 27 животных, содержавшихся в отвратительных условиях.

2018: «Альфа». История о дружбе доисторического юноши и волка тоже с душком: специально обученные люди «не больно зарезали» четырех бизонов.

2018: «Наше время». В любовной драме режиссера Карлоса Рейгадаса действие происходит на ранчо, где содержат быков для корриды. В одном эпизоде бык терзает рогами мертвую лошадь, а в финале падает с обрыва.


Кстати

  • Зоозащитники из American Humane жалуются, что некоторые фильмы незаконно используют ее фирменный титр «Ни одно животное не пострадало». Среди нарушителей, например, «Район № 9» и «Король говорит!».
  • Ходили слухи, что в комедии «Полосатый рейс», когда в финале актеры тащат по палубе льва на носилках, он мертв. Зверя якобы пристрелили, так как снотворное на него не действовало. Так вот это фейк. После съемок зверь по кличке Вася доживал свой век в Ленинградском зоопарке.


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов