«Проклятый старый дом» превратят в загс

Г-жа Потапенко
Г-жа Потапенко
С легкой руки блогеров и тиктокеров у Дома Германа в усадьбе Виноградово появилась слава самого зловещего места Москвы. Его именуют «проклятым старым домом», как из песни «Короля и Шута», выкладывают страшные фоточки и рассказывают страсти-мордасти.

Почти сто лет в усадьбе располагался детский ревматологический санаторий, а когда в 2013-м он выехал, сюда, дескать, всем кагалом заселились призраки. И каждую ночь то домового хоронят, то ведьму замуж выдают. А еще самостийно звучит пианино и под «оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов», обваливаются потолки и рушатся лестницы.

До треш-славы Виноградово было одной из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. В здешних окрестностях сняли кучу фильмов. В 2002-м усадьба засветилась в военной ленте «Звезда», удостоившейся Госпремии. Буквально 10 лет назад в Виноградове проходили съемки «Элизиума» Андрея Эшпая про жизнь поэтессы-мистификаторши Черубины де Габриак. Чулпан Хаматова бесстрашно расхаживала по коридорам и не боялась получить балкой по башке.

Градозащитники уверяют, что усадьба развалилась на плесень и липовый мед не из-за привидений, а из-за чиновников, которые вместо того, что взять объект под защиту, тянут резину. У функционеров другая позиция.

- Никто не ожидал, что усадьба начнет рушиться с невероятной скоростью, - уверяет глава управы района Северный Екатерина Потапенко.

Долгое время на объект не впускали никого. Виноградово обнесли забором, охраняли мужиками и собаками. В среде сталкеров усадьба прослыла чрезвычайно опасным местом. Поэтому особой доблестью было тайком сюда проникнуть, остаться живым и вернуться с полным клювом ужасов.

С недавних пор музей Москвы официально водит сюда экскурсии, а гидом в качестве хобби подрабатывает та сама чиновница Потапенко. Она окончила модные курсы экскурсоводов и, можно сказать, воспользовалась служебным положением, открыв всем желающим доступ к подведомственному ей эксклюзиву.

«Дом»
Усадьба в настоящее время 

В поисках утраченного

До усадьбы нужно идти вдоль Дмитровского шоссе. По левую руку еще Москва, по правую - уже Долгопрудный. В состав столицы территория вошла в 1980-е, и то хитрым образом.

- Земля принадлежала Москве, а виноградовские постройки относились к области, - рассказывает гид-чиновница. - Из-за этого была волокита с началом аварийных работ. Когда в 2020 году здания наконец передали Первопрестольной - было почти поздно: Виноградово превратилось в декорации к фильму ужасов. Зато природа радует, и места кажутся знакомыми: как-никак засветились в «Семнадцати мгновениях весны». В парке снимали прогулку Штирлица по лесу Груневальд, а в местном пруду наш разведчик утопил пистолет, из которого убил негодяя Клауса.

Создатели многосерийного фильма, как известно, поработали и в Германии. Для этого вся киногруппа в 1972-м проходила выездную комиссию. Лев Дуров, игравший Клауса, которого, по задумке создателей, должны были застрелить в Берлине, во время собеседования принялся издеваться на вопросами, которые ему задавали.

«Опишите советский флаг», - попросили Дурова. «Белый череп с костями на черном фоне, называется он Веселый Роджер», - с улыбкой ответил артист. «Назовите советские республики». - «Чертаново, Малаховка, Магнитогорск», - начал злиться Лев Константинович. Понятно, из страны его не выпустили. А на возмущения режиссера Татьяны Лиозновой он ответил: «Пусть моего героя убьют где-нибудь под Москвой!»

После премьеры местные дети обшаривали дно водоема, надеясь найти выброшенный Тихоновым ствол. Мальчишки, конечно, ничего не отыскали, а вот реставраторы, трудящиеся нынче в усадьбе, сделали ряд открытий.

Недавно выяснилось, что уличный погреб, в котором детский санаторий хранил соленья, огурцы и капусту, оказался развалинами старинного храма Владимирской иконы Божией матери, построенного в XVII веке при Пушкиных, предках Александра Сергеевича. Первого владельца Виноградова, Гаврилу Пушкина, недоброе перо поэта пропесочило в «Борисе Годунове» как предателя.

Осколки и бесхозный труп

- Исследовала я тут на досуге усадебную помойку. И посмотрите, какие сокровища нашла, - глава управы хитро улыбнулась и вытащила из-за пазухи маленькую коробочку.

На дне ее лежали осколки посуды: белый костяной фарфор XIX века с зеленым цветочным узором и клеймом немецкой фабрики. Такие, только целые, стоят целое состояние.

- Ух ты! Наверное, на тысячу рублей насобирали, - восхищаются журналисты.

Но прелесть осколков - не в цене. Они - память о временах, когда здесь, злоупотребляя гостеприимством хозяев, очень долго обитал Иван Андреевич Крылов.

Баснописцем он стал благодаря Виноградову. В конце XVII века Крылова практически заклеймили в иноагенты. Издаваемый им либеральный журнал закрыли, императрица вызвала к себе и запретила жить в обеих столицах. Поэтому Иван Андреевич и переселился в здешнюю усадьбу.

«Валентин
Таким изобразил страдающего от неразделенной любви Ивана Крылова наш художник Валентин Дружинин 

Хозяйка Виноградова, Елизавета Бенкендорф, была широкой натурой. Аж 77 человек могли пожаловать сюда в любое время и ни в чем себе не отказывать. Щедрым предложением пользовались и поэты Веневитинов с Херасковым, и историк Карамзин. А Крылов так и вовсе окопался на годы: жил на всем готовом, вдохновлялся природой и заглядывался на юную Соню, дочь своих благодетелей.

Голубоглазая Сонечка была настоящей «отрадой королевства» и местной знаменитостью: печаталась в журнале «Друг юношества», а это было круче, чем нынче миллионный «Тик-Ток». Под воздействием сил природы и любви Крылов впервые начал сочинять басни. «Разборчивая невеста» и «Дуб и трость», которые он посвятил «голубоокой Сонечке» стали хитами.

А вскоре Виноградово оккупировали войска Наполеона. Хозяева отнеслись к французам как еще одним жильцам. Перед тем как освободить усадьбу для оккупантов, все ценные вещи сложили в шкафчики и запечатали личной печатью. Мол, ненаглядные гости, размещайтесь сколько хотите, а это наш скарб. Но французы повели себя как настоящие свиньи. Ящики вскрыли, посуду перебили, в церкви разместили лошадей...

Вполне возможно, что найденные на помойке осколки посуды - следы бесчинств неприятеля.

Журналисты сильно заинтересовались, где находилась помойка и нельзя ли там еще чего-то поискать, но Потапенко рыбных мест не выдала. Сослалась на то, что находки здесь встречаются совсем не очень:

- Когда разгребали завалы, старый труп нашли. Пришлось полицию вызывать.

Вся эклектика мира

В начале XX века крестьянам сильно не понравился новый владелец усадьбы, торговец мясными обрезками, поэтому Виноградово спалили. Пепелище купила Эмма Банза, представительница могущественной немецкой семьи Вогау. Немцы не только отстроили все с нуля, но и задружились с местными. Отгрохали клуб с кинотеатром, приглашали крестьянских детей в господский дом на елки, отремонтировали храм, хотя сами были лютеранами.

Народ не забыл добро. Когда грянула Первая мировая и повсюду мстили немцам, виноградовские охраняли барыню. Это продолжалось и после революции. Пока всюду полыхали другие усадьбы, хозяйка жила здесь, как раньше, с прислугой и горничными, вплоть до 1920 года, когда в одну прекрасную ночь, никого не потревожив и не взяв ничего из домашней утвари, исчезла со всей семьей.

- Все постройки, которые сейчас существуют на участке, появились при Эмме Банзе, -уточнила Потапенко.

И надо сказать, не все они пришли в негодность. Взять, например, скотный двор из красного кирпича. В советские времена к нему пристроили второй этаж и получили многоквартирный дом, где жили семьи вплоть до последних лет, и такое ощущение, что и по сей день живут.

Главные постройки - два господских дома. Один, с цифрой "912", сохранился получше и был построен Эммой Максимовной для себя любимой. По деревянной лестнице изумительной красоты еще можно подняться наверх, в зал приемов. В других залах сохранились следы пребывания санатория: где-то зимний пейзаж в советском стиле, где-то таблички «кабинет ЛФК» на резных дубовых дверях, груда мусора на полу, старые журналы, видеокассеты с мультиками и стенгазета с фотографиями улыбающихся детей и информацией о том, что в 2013 году Виноградово посетил префект Виноградов.

Второе здание - тот самый «Дом Германа». К «Пиковой даме» он отношения не имеет, поскольку назван по имени обитателя. Рудольф Герман - сын хозяйки дома.

Необычная деревянная постройка соединила в себе всю эклектику мира. Это и колонны коринфского ордера, и роскошная балюстрада, и, конечно, башенка, достойная времен Петра Великого с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на отметке без четырех минут двенадцать.

Дом Германа больше не рушится: его удалось законсервировать. Внутри установили силовой каркас, снаружи обнесли деревянными лесами. На них, как на скелете, висит основная часть здания. Жалко, что с этими мерами опоздали. В 2021 году знаменитая башня с часами отломилась и упала. А еще до этого из усадьбы пропали многие ценные вещи. Дом потерял антикварную люстру, великолепную каминную решетку, дверные ручки без счета...

Спасут и отреставрируют

Г-жа Потапенко долго подыскивала для Виноградова инвесторов. Эдакую красоту предлагали взять хоть под гостиницу, хоть под офисы, по бросовой цене - рубль за метр. Богатеи приезжали с охраной, слушали, кивали, восхищались, а потом садились в лимузины и уезжали навсегда. Гибнущая красота никого не прельстила.

И лишь несколько дней назад ситуация выправилась. Территорию удалось передать «Суперпарку Яуза». О новой достопримечательности Москвы сейчас много говорят: «суперпарк» протянется на… 20 км вдоль реки!

- Есть надежда, что усадьбу отреставрируют, - резюмировала Потапенко, добавив, что есть идеи вернуть «Дому Германа» башню с часами и превратить его в загс.

«Место,
Место, где закопали череп святого, так и манит местных котов 

Череп преподобного Сергия замаскировали под кочан капусты

Через дорогу от Виноградова - храм Владимирской иконы Божией матери, построенный в XVII веке. За 250 лет храм никогда не закрывался, в советские годы сюда шли верующие со всей Москвы. Лишь недавно стало известно, что здесь прятали от большевиков голову Сергия Радонежского.

В 1919 году в церквях началась кампания по вскрытию мощей. Печальная участь коснулась и останков преподобного Сергия. Мощи лишили покрова и выставили на всеобщее обозрение. Чтобы уберечь святыню от поругания, священнослужители забрали череп Сергия, подменив его черепом из склепа князей Трубецких. Перед войной голову святого спрятали в Виноградове. Участник операции, будущий епископ Павел Голубцов, вспоминал, как перевозил голову в электричке: положил в хозяйственную сумку, а сверху накрыл газетным листом, чтобы всё выглядело как кочан капусты. Святыню закопали в ларце под алтарем храма. После войны, когда Троице-Сергиева лавра вновь открылась, череп передали патриарху Алексию I, который и благословил возвратить его на место.