Человек, который учит летать: опыт пилота-инструктора-методиста Uzbekistan Airways Валерия Кима
Лучший иностранный авиаперевозчик, совершающий полеты из российских городов за рубеж, – Uzbekistan Airways. Об этом свидетельствует рейтинг Forbes.ru, опубликованный в конце прошлого года. Узбекское авиапредприятие заняло 7-е место в двадцатке лучших, уступив только российским компаниям. Высокая позиция в престижном рейтинге – закономерный итог высоких стандартов, которые приняты в Uzbekistan Airways при подготовке кадров и проведении рейсов, говорит Валерий Ким – пилот-инструктор-методист авиакомпании. Валерий работает на регулярных рейсах как капитан «Боинга-757/767», готовит к полетам стажеров, проверяет на соответствие профессиональным требованиям своих коллег-пилотов, а также разрабатывает авторские обучающие методики. Мы узнали у Валерия, какие требования предъявляются к кандидатам на должность пилота-инструктора-методиста и почему их работа критически важна для авиакомпаний.
Опыт и экспертность
Далеко не каждый пилот может стать инструктором-методистом. Для этого требуется соответствовать определенным критериям: иметь способности к преподаванию, чтобы объективно оценивать и успешно обучать других, и быть высококлассным специалистом, безупречно выполняющим полеты. Валерий Ким получил свое назначение как один из наиболее профессиональных и авторитетных, несмотря на молодость, пилотов Uzbekistan Airways.
Капитаном «Боинга-757/767» Валерий стал в 27 лет – редкий случай в истории компании и авиаиндустрии в целом, – а уже в 30 работал пилотом-инструктором-методистом.
«Сегодня я передаю свои знания и опыт коллегам и молодым пилотам, только пришедшим в компанию, а кроме того, остаюсь действующим пилотом и ежемесячно выполняю в качестве капитана примерно 10 регулярных рейсов», – говорит Валерий.
За 13 лет летной карьеры Валерий Ким совершил полеты в аэропорты более чем 40 стран, накопив около 8 000 часов безаварийного налета на нескольких типах воздушных судов: «Ан-2», «Ан-24», «Ил-114-100» и наконец «Боинг-757/767». Доказательством экспертности стало звание «Лучший по профессии», которое Валерий получил в 2019 году от гендиректора авиакомпании с формулировкой «за плодотворный вклад в развитие гражданской авиации Республики Узбекистан, высокий профессионализм и ответственность».
Постоянная летная практика помогает Валерию Киму поддерживать свой профессиональный уровень и оставаться в курсе проблем авиаотрасли, а также обеспечивает репутацию, без которой вряд ли возможно успешно работать инструктором-методистом.
Подготовка стажеров и проверки пилотов
Излишне говорить об ответственности, лежащей на пилотах гражданской авиации, – от их действий зависят жизни множества людей. Поэтому все авиаперевозчики крайне строго подходят к найму новых специалистов и тщательно контролируют качество работы действующих пилотов. Инструктор-методист Валерий Ким отвечает за отбор, подготовку и регулярные проверки пилотов летного отряда «Боинг-757/767» компании Uzbekistan Airways.
Одна из обязанностей инструктора-методиста – обучение пилотов-стажеров работе на новом типе воздушного судна. Это длительный процесс, состоящий из курса теоретических и практических занятий, каждый этап которого курирует инструктор-методист. Во время теоретического курса, рассказывает Валерий, он помогает своим подопечным сориентироваться в информации и разъясняет наиболее сложные моменты. Практические занятия инструктор-методист проводит на разных типах тренажеров – процедурном, помогающем стажеру освоить работу всех систем воздушного судна в процессе виртуальных тренировочных полетов, и многофункциональном пилотажном.
«Этот тренажер представляет собой подвижную платформу, которая позволяет имитировать все этапы полета. Внутри тренажер выглядит как реальная кабина пилотов. Стажеры занимают левое и правое кресла пилотов, а инструктор – место позади них, за специальным пультом», – рассказывает Валерий.
Со своего пульта инструктор вводит различные условия полета и сценарии отказов техники, а стажеры оттачивают навыки пилотирования и действий в нестандартных и аварийных ситуациях. В процессе инструктор объясняет детали, а в самых сложных ситуациях лично показывает, как необходимо действовать.
В случае успешного освоения курса стажера переводят в летное подразделение, где после очередной сдачи теоретических экзаменов он приступает к программе ввода, выполняя реальные полеты, рассказывает Валерий. Эти полеты также проходят под руководством инструктора-методиста. Программа состоит из нескольких десятков рейсов, в процессе которых стажер должен достичь требуемого уровня профессионализма, а инструктор – помочь ему в этом.
Помимо занятий со стажерами, Валерий как инструктор проверяет на профпригодность членов своего летного отряда: каждый действующий пилот сдает такие экзамены раз в полгода. Один из этапов – линейная проверка – проходит в рейсовых условиях, когда инструктор-методист, находясь в кабине пилотов, оценивает работу экзаменуемого. В ходе другого этапа, на авиационном тренажере, инструктор тестирует пилота на умение действовать в нестандартных и аварийных ситуациях – при полете в условиях сдвига ветра, при отказе двигателя и т.п.
Чтобы достичь максимального эффекта в работе со своими подопечными, Валерий использует гибкие методы обучения. Например, во время стандартного послеполетного разбора просит стажера самостоятельно проанализировать свои действия, выявить промахи и найти верное решение. По словам Валерия, смысл подобной работы над ошибками в том, чтобы вместо механического запоминания добиться от пилота глубокого понимания всех процессов. Другой педагогический прием – использование зрительных образов. Большинство людей, как известно, воспринимают информацию прежде всего визуально, поэтому Валерий Ким использует в обучении стажеров и пилотов рисунки и презентации.
Использования нестандартных методов обучения и умение найти к каждому стажеру и пилоту индивидуальный подход помогают инструктору-методисту Валерию Киму развивать в своих подопечных умение анализировать и летный интеллект – качества, которые в критической ситуации могут сыграть определяющую роль в процессе выполнения конкретного полета и, как следствие, повлиять на деятельность всей авиакомпании в целом.
Создание собственной методики
Несмотря на подробную регламентацию всех процессов, молодым пилотам бывает сложно освоить на практике некоторые этапы полета. Один из таких – снижение с эшелона, то есть высоты полета, и подход к аэродрому посадки, рассказывает опытный пилот. Чтобы помочь коллегам, только начинающим карьеру, Валерий Ким разработал методическое пособие, в котором сконцентрировал наиболее важную информацию и доступным языком объяснил логику этого отрезка полета.
«Сложность снижения и захода на посадку объясняется тем, что приближение к земле связано с повышением интенсивности и плотности воздушного движения. Эти показатели невозможно спрогнозировать заранее, поэтому всякий раз приходится действовать исходя из обстоятельств, – объясняет Валерий. – При этом пилот обязан, руководствуясь соображениями безопасности полета, стремиться к топливной эффективности, так как расходы на топливо являются одним из важнейших элементов, влияющих на экономические показатели коммерческих рейсов».
Методика, которую разработал Валерий Ким, предлагает четкий алгоритм каждого действия пилота во время снижения и посадки при разных сценариях, в том числе при отказах техники и плохих метеоусловиях. В своем пособии Валерий объясняет, на какие детали стоит обратить особое внимание, как реагировать на указания диспетчера и пользоваться автопилотом, в чем заключается специфика разных аэродромов мира.
Разрабатывая свой подход, Валерий опирался на актуальные мировые стандарты и практики, поэтому его рекомендации позволяют не только обеспечить безопасность полета, но также снизить шумовое загрязнение и сэкономить топливо. Летные специалисты авиакомпании по достоинству оценили «Методику эффективного и экономичного снижения с эшелона полета на самолете Boeing 757/767», и теперь работа Валерия Кима используется как учебное пособие, помогающее пилотам овладеть мастерством снижения и посадки.
Сегодня авиакомпания не просто крупнейший авиаперевозчик Узбекистана. Это национальный бренд, который ассоциируется с такими понятиями, как безопасность, надежность, пунктуальность, безупречный сервис в том числе у зарубежных пассажиров. Ключевая роль в формировании этого имиджа принадлежит пилотам и тем, кто занимается их подготовкой. Валерий Ким, который за время своей работы инструктором-методистом подготовил более десяти вторых пилотов и капитанов самолета «Боинг-757/767», по сей день успешно работающих в компании, – важнейшее звено этого успеха.
Анна Попова