Инфраструктурная ипотека поможет оживить экономику регионов

Фото: EPA/STEFAN SAUER

В первой половине 2017 года объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом на октябрьском заседании с участием лидеров мирового бизнеса заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По оценке главы правительства, экономика России адаптировалась к новым вызовам и условиям, с которыми столкнулась после введения санкций

«Несмотря на попытки экономической изоляции нашей страны, усиливается интерес к сотрудничеству с Россией и зарубежных инвесторов», - заявил он.

Впрочем, регионам по-прежнему не хватает средств на развитие инфраструктуры. Год от года из федерального бюджета на эти цели выделяется все меньше денег. Председатель правления Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Павел Селезнев в статье для «Российской газеты» отмечал, что расходы бюджета на инфраструктуру сокращаются на 10% в год. Ситуацию осложняет тот факт, что изрядно изношенное советское инфраструктурное наследие подчас ремонтировать бесполезно. Проще заменить, но эта задача требует иного уровня финансовых решений. Потенциально эффективным для привлечения внебюджетных инвестиций выглядит сам институт ГЧП, но пока доля частного капитала в нем не дотягивает до 3% от общего объема инвестиций в инфраструктуру страны.

Ситуация давно требовала структурных реформ и такие реформы получили практическое воплощение в виде «инфраструктурной ипотеки». Термин появился с подачи президента России. Владимир Путин заявлял, что механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики. Принцип работы нового механизма взаимоотношений государства с частным бизнесом ранее объяснял глава Минфина Антон Силуанов. По словам чиновника, это будет некий аналог ГЧП, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам. Заемные средства пойдут на строительство дорог или, например, газопроводов.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, что детальной разработкой проекта инфраструктурной ипотеки в настоящий момент занимается министерство экономического развития РФ. По его словам, для этого ведомство перестраивает работу нескольких структурных подразделений.

«Речь идет об одной из форм государственно-частного партнерства. – объясняет эксперт. - Решения для масштабных инфраструктурных задач будут аккумулированы в средства разных участников. Впоследствии получатели благ от построенных проектов будут нести за них финансовую ответственность. Те проекты, которые я видел, подразумевают участие самых разных сторон. Создание федеральной структуры с соответствующими функциями, участие регионов, инвесторов и населения с целью решения проблем в дорожном хозяйстве и в части других инфраструктурных объектов».

Как отмечает экономист, об эффективности механизма инфраструктурной ипотеки говорит зарубежный опыт, однако эксперт напоминает, что в России своя специфика. «В нашей стране расходы на инфраструктуру выше как у бизнеса, так и у государства. Это определяется географическим расположением и большими размерами страны. Это создает меньше условий для окупаемости проекта и вызывает меньший интерес инвесторов. Но, с другой стороны, очевидно, что инвестиционные решения нужно искать, поскольку ресурсов одного участника процесса будет недостаточно. Нужно привлекать и аккумулировать средства для масштабных задач», - отмечает он.

Ответственность за реализацию проектов инфраструктурной ипотеки, как отмечает специалист, ложится на плечи глав субъектов РФ. Но, как говорит Климанов, в экспертном сообществе пока нет единого мнения, насколько регионы готовы платить за использование объектов в долгосрочной перспективе. Ожидается, что первыми шагами на пути к реализации проектов станет реформа законодательства в сфере ГЧП и внедрение системы распределения и управления проектными рисками. Главы отдельных регионов страны видят в новации выход из финансового кризиса. Не секрет, что многие субъекты РФ заканчивают год с задолженностями по бюджетным кредитам и будут участвовать в программе реструктуризации. Так, глава Архангельской области Игорь Орлов заявил, что рассматривает строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) в качестве пилотного проекта инфраструктурной ипотеки. По его мнению, это позволит в ближайшее время определить наиболее эффективные и целесообразные механизмы господдержки проекта и представить инвестору подтверждение намерений властей по его реализации.

Похожие планы у губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Ранее депутат Госдумы от региона Сергей Тен рассказал журналистам, что первым проектом нового механизма ГЧП может стать строительство автодороги «Вилюй». По его словам, данный проект интересен, как нефтегазовым компаниям, так и жителям России в целом.

Работают в данном направлении и власти Тульской области. Именно в Туле ранее было подписано первое на территории РФ концессионное соглашение на условиях государственно-частного партнерства на реконструкцию инфраструктуры ЖКХ города Ясногорска. Сейчас проект успешно реализовывается с помощью частного капитала. В планах региональной администрации и другие проекты. Так, на прошлой неделе глава губернатор Алексей Дюмин предложил Заксобранию вывести Тульскую область в число первых регионов, где механизм инфраструктурной ипотеки получит полноценное практическое воплощение. Глава области предложил использовать новый механизм для строительства объездной автодороги города Новомосковска, поскольку действующая транспортная система сдерживает развитие ряда перспективных промышленных компаний, и автодороги, соединяющей федеральные трассы М-2 «Крым» и М-4 «Дон». Такая политика может стать примером полноценного использования новых экономических инструментов для развития региона.

По принципу инфраструктурной ипотеки могут быть также построены Багаевский и Нижегородский гидроузлы, сообщал 19 декабря глава Минтранса РФ Максим Соколов. Первый позволит решить проблему судоходства на реке Дон при мелководье, а нижегородский проект – максимально использовать потенциал внутренних водных путей и также увеличить грузопоток. Власти Нижегородской области уверены, что в перспективе ГЭС откроет новые возможности для регулярного судоходства не только по Волге, но и по Оке, Ветлуге и Суре. Ожидается, что интенсивное судоходство в области даст импульс к развитию нижегородских портов.

Несмотря на то, что в экспертном сообществе пока нет детального понимания работы новой формы ГЧП в части распределения рисков и окупаемости проектов в долгосрочной перспективе, механизм выглядит довольно перспективным для привлечения частного капитала. На выходе инвестор получает актив, а население – инфраструктурный объект, который дает импульс к развитию региона в целом. Возможно, это шанс совершить прорыв и модернизировать наконец устаревшую инфраструктуру и в дальних регионах страны. В условиях санкционного прессинга со стороны международного сообщества хороши все инструменты, которые позволят российской экономике привлекать капитал и наращивать собственные объемы производства.