Как США пытались завоевать Канаду
Братская помощь неразумным
Сначала в 1774, а затем в 1775 году, во время войны за Независимость, американский Континентальный Конгресс посылал за реку Святого Лаврентия своих представителей с настойчивым предложением как можно скорее присоединяться к новому государству. Однако в Канаде предложение соседей не вызвало ожидаемого энтузиазма. Такое непонимание собственной выгоды глубоко возмутило американцев. В 1776 году отряды генералов Монтгомери и Арнольда отправились в Канаду чтобы «укрепить мир и безопасность колоний» – то есть захватить провинцию Квебек.
На первых порах все шло удачно: генералу Монтгомери удалось захватить форт Сен-Жан и заставить капитулировать Монреаль, затем к нему присоединился изможденный переходом, оголодавший и деморализованный отряд генерала Арнольда. И здесь удача покинула борцов за мир. В битве под Квебеком войско североамериканцев было разгромлено, Монтгомери убит, а Арнольд ранен. Остатки войска с трудом унесли ноги, прихватив в качестве трофея эпидемию оспы. И на некоторое время Конгрессу стало не до Канады.
Предначертание Великого Властелина
Однако вскоре Наполеон Бонапарт, разогнавший старые европейские монархии, объявил континентальную блокаду Англии. Столичный Вашингтон аплодировал стоя: Британия по-прежнему числилась врагом Соединенных Штатов номер один. Демократическая Америка не преминула деятельно поддержать императора французов и, не ограничиваясь участием в блокаде, решила напасть на …Канаду.
Тому были очень веские причины. Во-первых, соседи оставались вражеской колонией и, что совсем противно, совсем не переживали на эту тему. Во-вторых, какая ж тут блокада, когда через пограничную реку прет вал контрабанды, так что английские товары в Штатах продаются на каждом шагу. В-третьих, объемы продажи леса и поставки канадской рыбы за океан столь велики, что терпеть протекание этаких прибылей мимо кармана просто оскорбительно!
Вот тут-то на Капитолийском холме начали раздаваться голоса, что Канада имеет важнейшее значение для безопасности САСШ, что следует завладеть Канадой, чтобы за ее счет «в короткое время вознаградить себя в десятикратном размере за ущерб, который Англия нанесла нашей торговле». Появился грандиозный политический тезис: «Великий Властелин предначертал, чтобы эти две реки (Миссисипи и Святого Лаврентия) принадлежали одному народу!». Где он так предначертал и что стало с этими предначертаниями – история умалчивает. Однако численность регулярной армии Канады в пять тысяч бойцов и мобилизационный резерв в 20 тысяч ополченцев позволял размышлять о походе на провинившегося соседа как о «вопросе простого марша». Так считал «Мистер два доллара» Томас Джефферсон, а он не бросал слова на ветер.
В 1812 году измотанная блокадой и военными расходами Англия балансировала на грани банкротства. Наполеон был силен и грозен как никогда, а в Лондоне респектабельные купцы стрелялись и выходили из окон, узнав о своем полном разорении. Британская корона, надеясь разрядить обстановку, отменила все акты, мешавшие свободной торговле в бывших американских колониях. Это не помогло: 18 июня Вашингтон объявил войну Англии и вторгся в Канаду.
Отряд генерала Хелла в 1600 штыков и сабель попытался овладеть фортом Малден. Но тут случилось ужасное: канадцы и индейцы не просто разбили американцев – они преследовали Хелла, догнали его в Детройте (штате, губернатором которого он являлся) и заставили сложить оружие. Простой марш оказался адской дорогой.
И это было только начало. Пока американская общественность переживала нелепое поражение, из-за океана пришла ужасная весть – Наполеон разгромлен. А значит, у Англии вот-вот появится свободное время, чтобы задать бывшей колонии ряд неудобных вопросов. Такого подвоха от самозваного императора блюстители свободы и демократии никак не ожидали!
Как Белый дом стал белым
Последствия не заставили себя долго ждать: англичане прошлись по Америке победным маршем, и очень скоро правительство Соединенных Штатов запросило мира. Британская корона выкатила такие условия, что американцы начали было посыпать себе головы пеплом. Тут было и отторжение части территории штата Мен, и запрет иметь укрепления и флот на Великих озерах и реке Святого Лаврентия, и даже создание буферного индейского государства на территории штата Огайо. Такой мир грозил обернуться гражданской войной. Однако ту т американцам крупно повезло – уставшее от войны и блокады английское общество жаждало прекращения очередной свары за заморские интересы. Мир в Генте был подписан на вполне приемлемых условиях.
Впрочем, у британской воспитательной акции был и полезный для САСШ момент – именно после нее закопченные пожаром стены президентской резиденции было решено побелить, и Белый дом стал действительно белым.